Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Следующее место. Третьи места, коворкинги и кафе, где платят за время

Активная выдалась неделька :-) Вчера участвовал в конференции Next Place в коворкинг-центре "Зона действия". Молодцы, что организовали, спасибо что пригласили. Тема конференции была связана с "третьими местами" - не домом, не работой.

Концепция третьих мест была создана в середине восьмидесятых (ее второе название great good place). В отличии от дома и работы третье место позволяет людям забыть свои проблемы и просто наслаждаться компанией вокруг них. "Регулярные, добровольные, неформальные и увеселительные встречи за пределами дома или офиса" - для этого существуют третьи места. Казалось бы, в чем отличие от обычного клуба (не дискотеки)? Оно есть.

Социальная функция. Третьи места способствуют социальной справедливости выравнивая статус гостей, формируют политические мировоззрения и прививают навыки общественного поведения и объединения, оказывают психологическую поддержку и помощь для отдельных лиц и сообществ.

Т.е. задача третьих мест - это формирование некоей социальной культуры. Рей Ольденбург, создатель концепции, относит к таким местам достаточно широкий круг заведений: пабы, кафе, пешеходные улицы, городские площади и многие другие места. Критерий оценки принадлежности - указан выше.

Можно ли отнести коворкинг к таким местам? С формальной стороны нельзя. Коворкинг - это пространство для работы. Коворкинг есть офисный центр, где арендовать можно не комнату, а стол. И на то время, которое тебе реально необходимо для работы. Это позволяет значительно сэкономить на аренде офисов для малого бизнеса и "стартаперов". В коворкинге есть необходимая инфраструктура и дополнительные сервисы, небольшая кухня, комнаты для переговоров и даже телефонные будки, где можно вести приватные беседы по мобильнику. И оплата - поминутная, почасовая, дневная или абонементная. Но вопрос, на который я не могу пока найти ответ - это "кто посетители?"

Я смог найти несколько причин пойти в коворкинг, который кажутся мне самыми рациональными. Первая - это место для переговоров, оборудованное соответственно потребностям. Принимается. Второе - это желание не устраивать офис дома (для фриленсеров). Некоторые не могут либо расслабиться, либо напрячься в домашних условиях. Третье - это хорошее воспитание, не позволяющее вести дела в кафе, купив чашку кофе и просидев три часа за ноутбуком. Но этого - объективно мало.

И здесь как раз всплывает та самая социальная функция. Если это не аренда стола и стула, то коворкинги способствуют развитию личностных отношений, приводящих к созданию рабочих команд, которые совместными усилиями генерят синергетический эффект (нашел веб-дизайнер программиста - этот альянс может уже создавать веб-сайты). Более того, постоянное проведение обучающих мероприятий еще повышает общий уровень знаний. Все очень красиво.

Проблема лишь в том, что этого катастрофически мало, чтобы коворкинг стал работающей бизнес моделью. По крайней мере - здесь, в России, и сейчас. И основная проблема - это отсутствие малого бизнеса, на котором держится эта модель. Те, кто работают во фриленсе, работают дома. И это их выбор. (Иначе они работали бы в офисе). А те, кто рад бы снять офис, но не может себе этого позволить... таких слишком мало. Но есть отличная новость.

Микробизнес, малый бизнес присутствующий в коворгинг-центрах - это стартаперы. Стартапер - это хипстер (или сочувствующий), начинающий собственный веб-проект. Да простят меня представители этой субкультуры, которых я нежно люблю, но именно в такой среде встречаются те, кто посещает коворкинги. Они подчеркнуто просто одеты и красиво подстрижены. У них есть и MacBook и iPad, потому что они креативны. И они посещают коворкинги. Это модно.

Если еще 5-7 лет назад было модно ходить в кофейни, то сейчас мода изменилась. И круто стало ходить в коворкинг. Ведь оттуда можно позвонить знакомым и сказать где ты. Из коворкинга можно пойти в бар. Можно бросить уходя "у меня дела, буду в коворкинге"...

Я не иронизирую. Это реальная потребность и на такие места есть (и какое-то время будет) реальный спрос. Работа как тусовка или тусовка как работа. Если отбросить возмущение таким подходом (которое скорее вызвано завистью), то такой подход к работе очень хорош. Мне он нравится. Но вот на сколько он, этот подход, прибылен.

Бизнес, а не lifestyle - вот что важно в работе. С другой стороны "играя в бизнес" многие потихоньку втягиваются. Да, коворкинги это пока lifestyle. Пока это альтернатива кафе, а не офису. Но если ты не хочешь есть или пить (или тебе достаточно чая и печенья, входящих в стоимость) - то такие заведения имеют право на жизнь, как любые другие модные заведения: дискотеки, клубы, бары... И продавать коворкинг нужно так же. Но и создавать - по тем же канонам. Стильный, модный, удобный и запоминающийся интерьер.

К сожалению пока этого нет. Коворкинги сами по себе - весьма унылые заведения с попыткой "накреативить нахаляву" - т.е. выдавая за креативный подход попытки сэкономить. Но это вопрос времени. Пока посетителям не с чем сравнивать, они будут ходить в любые места. С другой стороны - любые интерьерных огрехи скрасит атмосфера. И чем она демократичнее и социальнее - тем лучше.

Что мне страшно нравится во всем это - это как раз lifestyle. Сейчас стало модно быть занятым работой. Не заработками, а работой. Причем стартаперы занимаются не поисками путей моментального обогащения. Доля социальных проектов в стартапах - крайне велика. И это тоже здорово. Если люди сочетают образование с такой практикой - это отлично. Это вселяет надежду и оптимизм.

Но если коворкинг - это "зона работы", то следующие места - "кафе, где платят за время" еще интереснее. Я не могу избавиться от впечатления, что в места, позиционирующиеся как кафе, где платят за время ("Циферблат", например), создаются специально для тех, кто не может позволить себе пойти в обычную московскую кофейню и выпить дерьмового кофе за рублей 500 (вместе с пирожным, конечно). На эти деньги они могут провести половину дня в таком заведении, выпить чая или кофе с печеньем и съесть свой бутерброд. Т.е. причина появления таких мест (находящихся, естественно, глубоко во дворах и порой не на первом этаже) - это потребность сэкономить. Это тоже понятная позиция, но с ней есть проблема. Гопники. Она решается ограничением входа в заведение (клубными картами) и фильтрацией гостей через сообщества. Но тогда создается парадоксальная и забавная штука: закрытый клуб для неплатежеспособной молодежи. Возможно, я утрирую. Но у меня упорно не складывается картинка "третьего места" на основе использования такой концепции. А любые улучшения мгновенно сказываются на прибыльности заведения. Замкнутый круг, за который вряд ли можно вырваться. Но внутри него - работать можно.

Вопрос лишь в аудитории. Пока это в новинку - она будет разношерстная, разнодоходная и разнообразная. Но как только появятся клоны этой идеи (а она прекрасна тем, что входной барьер на рынок - крайне низкий: достаточно найти помещение и создать группы в социальных сетях), то скорее всего она выйдет за порог рентабельности. В этом отношении коворкинги перспективнее, потому как возможность формирования дополнительных денежных потоков там значительно выше.

Но все три формата, хоть и похожих друг на друга, крайне интересны.

Tags: бизнес, инновации, ресторанное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments