Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Бренды и холивары

Вчерашний пост про банк "Тинькофф Кредитные Системы", вызвавший дискуссии и в ЖЖ и в Facebook носил откровенно провокационный характер. Да, сама реклама не без изъянов и к тому же сама формулировка "ценностного предложение" про оплату без комиссий никакой ценностью не является (это скорее норма для банков, о которой умалчивают лишь потому, что маркетинг у них бестолковый).

Но он был не напрасен, это не поиски "дешевой популяризации себя". Скорее иллюстрация к предыдущим постам. И сейчас - его логическое продолжение. Не только откровенно провокационного поста про лохов, но и предыдущего - про сервис и клиенто-ориентированность.


Холивар (от англ. holy war, священная война, религиозные войны) — общее название споров между людьми, являющимися приверженцами диаметрально противоположных мнений, которые они не желают менять. Такой спор принципиально бессмыслен, так как ни один из участников дискуссии не собирается выслушивать и обдумывать доводы своего оппонента, а стремится максимально красиво выглядеть в глазах зрителей.

Можете ли Вы представить себе ситуацию, когда опубликованный мною ролик "Сбербанка" вызвал бы жаркую дискуссию, в которой участники в подавляющем большинстве защищают и пытаются оправдать позицию Сбера? Можете ли Вы представить, что владельцы карты Citibank защищают высокие процентные ставки, говоря что им так удобнее и за удобство они готовы платить? Можете ли Вы... таких "можете" набирается, как правило, очень много.

Но ответ "можем!" справедлив лишь по отношению к одному банку. ТКС.

Почему так произошло? Почему банк, сделавший из недостатка достоинство и предлагающий кредиты по завышенным процентным ставкам пользуется не просто популярностью, а имеет активных сторонников, опровергающих недостатки и яростно защищающих позицию банка.

Можно конечно все списать на "отказников" и тех, кто боится банков (это 75% жителей страны). Они как-бы благдарны ТКС за то, что им дали небольшую сумму под огромные проценты, когда отказали "все приличные". Но это - не так.

Что же происходит? Почему банк, где процентная ставка неизвестна до того, как ты получаешь карту, пользуется популярностью? Ведь он игнорирует основной инструмент конкурентной борьбы, вызывая своим присутствием негатив в банковском сообществе, потому как делает все то, что другие считают невозможным и глупым? Как так - давать кредиты, не говоря об условиях? Это и есть "разрыв шаблона", в чем г-н Тиньков преуспел и с премиальными пельменями и с премиальным пивом.

Конечно, это игра для рынков с очень низкой культурой потребления. А т.к. финансовая грамотность находится в околонулевой зоне, то многие приемы "прокатывают" с куда большей легкостью, чем на высококонкурентном рынке с опытными потребителями. Но это скорее побочный эффект бизнеса.

На самом деле динамика развития показывает лишь одно  - что потребители выбирая кредитный продукт для ежедневных нужд (=потребительский кредит) не сильно привязаны к процентной ставке по нему. Конечно, это зависит и от размеров кредита и от той же самой финансовой грамотности.

Секрет в том, что ТКС смог разрушить образ современного традиционного банка, который скорее является непреступной крепостью, чем местом, где решаются проблемы. Еще недавно менеджеры банков с нескрываемым наслаждением отказывали в кредитах - теперь они тихо курят в сторонке.

А ТКС первым на рынке создал банковский интерфейс с человеческим лицом. Конечно, создать что-то подобное пытается и "Русский Стандарт", но его история подпорчена нечеловеческими процентными ставками в прошлом. А здесь - новый банк, известная персона, не скрывающийся топ-менеджмент и ПРОСТОТА. И это оказалось ценнее чем процентная ставка. И вот это - радикальное изменение восприятия банковской отрасли вообще. Это не секрет, этот тренд уже порядка трех лет активно муссируется и в американских банковских кругах.

То, чего не катастрофические не хватает современным банкам, которые пытаются украсить собственные задницы, которыми они обращены к потребителям.

Я могу провести много параллелей с компание Apple, которая так же рушила стереотипы и упращала неупрощаемое. Но они добились результата, а ТКС пока нет. Есть еще очень много неохваченных ниш (например, про некоторые из них я писал в статье про мобильный банкинг), но, я полагаю, развитие продолжится. Есть замечательные примеры, на которые можно ориентироваться, и тогда начинания ТКС будут поддерживаться даже несмотря на высокие проценты по кредиту.

Интересно другое - что порождает такие "холивары"? Ломка стереотипов? Личность, стоящая во главе компании? Или что-то другое. Продолжение следует. Но пока ясно одно. В разговор про "настоящие российские бренды" уже пора добавлять пример банка ТКС. И хоть мне не близок флибустьерский стиль Олега Тинькова, как и аудитория, с которой он работает, но реальный результат усилий его команды - факт.



Tags: брендинг, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments