Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Время ожидания кризиса или зыбучие пески российского бизнеса

Мы (или я?) попали в очень любопытный временной интервал. Кризиса нет, но все его ждут. Пошел уже седьмой месяц ожидания, а кризиса все нет. Никто не знает когда он начнется, чем он обернется, когда закончится. Сначала говорили про Грецию, потом про Думу, теперь - про очередные выборы Путина. Дале - топливный кризис, сырьевой кризис, череда оранжевых революций, девальвация доллара, крах Еврозоны и много всего прочего.

"Разруха не в клозетах, разруха в головах" - так говорил профессор Преображенский. И он (т.е. Булгаков) был прав. Ожидание кризиса - прекрасная пора готовится к нему. И повод для... ничего-не-делания. Бизнес (по крайней мере его значительная часть) замер в оцепенении, как кролик перед удавом. Но оправдание такому замиранию существует - ведь кризис надвигается. Надо, наверное, уходить в кэш , продаваться, сдаваться или еще что-то делать, как кризис нагрянет. Но пока он не разразился, к нему надо готовиться...

Чем тщательнее ты готовишься к какому-то негативному событию, тем больше вероятность, что оно произойдет. Это не карма, космос, судьба или что-то еще. Это скорее паника, вызванная первыми симтомами (кризиса), которая может сильно ударить по бизнесу... и спровоцировать сам кризис. Такое уже было осенью, когда частные инвесторы побежали реструктурировать свои инвестиционные портфели, а институциональные - остались на месте. Это спасло европейский рынок в октябре-ноябре, и не дало оснований для паники на российском. Экономика сдержалась и кризис не случился, потому как не был выгоден никому из рыночных игроков.


А кому выгодно ожидание сейчас и здесь, в России? Функционеры, опирающиеся в работе на административный ресурс, ждут реформ в правительстве, чтобы определиться "кому заносить". Но это отдельная группа людей с весьма сомнительным "маркетинговым чутьем", которые хоть и держат рынки, но не являются драйверами их развития. А остальные?

Проблема в том, что такое "выжидающее бездействие" очень сильно сказывается на любом, даже сверхприбыльном бизнесе. Бездействие истощает бизнес, лишает его не только ресурсов, но и всякой тяге к росту и изменениям (которая и так присутствует у единиц). Более того, оно развращает. Видимость действия куда выгоднее самого действия для персонала - об этом я писал ранее. И так компании незаметно для себя сдают свои позиции. Они тормозят когда-то раскрученный "маховик", о котором писал Дж. Коллинз. Когда маховик остановится, бизнес придется начинать сначала.

Не верите? Посмотрите на прессу. Огромное количество ресурсов мечется в поисках информационных поводов. Вокруг не о чем писать. То, что происходит - это калькирование каких-то старых инноваций или идей конкурентов. Ничего нового, но, главное - ничего современного. Внедренные инновации уже давно устарели (я об этом писал ранее), смелые решения отсутствуют на рынке как вид. Нет идей. Нет решений, нет и задач.

Но сейчас есть выбор... Мы засели в зыбучих песках. Замрешь - останешься на месте. Начнешь барахтаться - либо затянет, либо выберешься. Но проблема в том, что замереть навечно не удастся. И придется что-то делать. Делать это полными сил или в отчаянии - выбор каждого. Выбор, от которого будет зависить успешность попытки...

Tags: бизнес, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments