Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Цель стратегии: "прежде, чем конкуренты"

Простите, что давно не писал. Занят очень интересным проектом, анонс которого не за горами. :-)

И продолжаю тему стратегии. Как мы знаем, стратегия есть план по достижению цели при дефиците ресурсов. Т.е. стратегия бизнеса - это план по эффективному распределению средств для достижения цели.

На написание этого поста меня натолкнула беседа с одним из потенциальных клиентов, который обозначивал цель стратегии как долю рынка и прибыль. Я с этим не согласен. Такая цель для меня странна. Вы достигаете необходимого - и что? Точнее - зачем? Корыстные интересы акционеров понятны, но говоря о стратегии мы должны рассуждать скорее о перспективах бизнеса в долгосрочном периоде (даже 3-5 лет по нынешним меркам уже долгий срок).
Предельно упрощая и переводя на бытовой уровень: Если Вы хотите купить автомобиль, но Вам не хватает денег, то Вы можете взять кредит на недостающую сумму. Оплатить кредит - продать - купить новый. Или разработать стратегию: положить имеющиеся деньги на накопительный счет, избавив от инфляции, заработать еще, взяв на себя дополнительную нагрузку и откладывая полученные деньги. Потом продать старый автомобиль и полученную сумму направить частью на первый взнос за новый, второй частью - к накопленной прежде сумме. Переразместив ее с накопительного счета на срочный депозит с ежемесячными выплатами процентов так, чтобы выплаты по депозиту погашали Ваши платежи по автокредиту. Это уже стратегия. Тогда следующая покупка автомобиля будет значительно проще. В итоге Вы сможете менять автомобили, оплачивая лишь инфляцию... Какова здесь цель? Иметь все время актуальный автомобиль не тратя деньги.

Если переложить личную стратегию на бизнес язык, то получится, что Вы формируете себе преимущество, позволяющее Вам всегда быть лучше, чем Ваш сосед. Хотя бы автомобилем :-)

Так и у любой бизнес-стратегии цель может быть только одна - лидерство и недосягаемое для конкурентов положение. Что иными словами звучит как достижение состояния устойчивой конкурентоспособности на определенном временном отрезке.

И не важно, формируете ли Вы новый рынок в процессе трансформации компании или удерживаете/развиваете рынок в период устойчивого состояния - цель остается неизменной.

Но здесь надо понимать две вещи:
1. Правильно понимать "лидерство". Лидерство - это не просто доля рынка. Apple - лидер на рынке смартфонов. Но не в деньгах и не в количестве проданных единиц. Mercedes-Benz - лидер автомобильного рынка. Но опять же не в количестве проданных автомобилей. Лидерство - это превосходство не сколько в конкретных (абсолютных), сколько в абстрактных (относительных) величинах.
2. В большинстве случаев мы забывам вторую половину цели - "недосягаемость". А ведь только лидерство+недосягаемость обепечивают то самое необходимое устойчивое конкурентоспособное состояние, обеспечивают реализацию цели стратегии.

В чем же выражается та самая "недосягаемость"? Не надо стремиться вырваться далеко вперед. Такое случается, но такое не может происходить постоянно (я об этом как раз писал в предыдущем посте). Достаточно идти на шаг впереди конкурентов, но идти - не останавливаясь. Подумать об удобстве прежде, чем конкуренты. Подумать о дизайне прежде, чем конкуренты. Подумать о красоте прежде, чем конкуренты... список можно продолжать.

Как это сделать? Как обеспечить недосягаемость и лидерство? Есть (всего) три способа: через инновации, через качество и через фокусированную специализацию, что есть производное от двух первых. А перевести в значимые для потребителей и измеримые для производителя продукта категории эти пути Вам поможет матрица маркетинговых требований :-)

Продолжение следует.

Tags: стратегия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments