Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Умная толпа. Ужас сетевого ритейла

Читая о том, как проходили в США рождественские распродажи (а это настоящий экономический индикатор), я натолкнулся на ряд заметок о странностях, который творились в сетевых магазинах. Например, о том, что с ценников наиболее популярных товаров убирали штрих-коды (а речь была о нескольких сетях, крупнейшая из которых BestBuy). Зачем это было сделано? Для того, чтобы покупатели со смартфонами не смогли сравнить цену с другими магазинами пользуясь удобным сервисом по сканированию штрих-кодов и поиску среди онлайн-предложений. Ритейлеры откровенно испугались. Если еще в прошлом году им было наплевать (и некоторые за это поплатились), то в этом году они решили минимизировать риски путем запрета на съемки в гипермаркетах и такими вот мелкими гадостями. Что будет в следующем году?

Читая ленту новостей наткнулся на упоминание книги Говарда Рейнголда (Howard Rheingold) "Умная толпа. Новая социальная революция". Я давно уже сталкивался с этой книгой (она была написана почти 10 лет тому назад и 6 лет назад переведена на русский). Тогда я на нее не обратил внимание, но в прошлом году произошли некоторые события, заставившие вспомнить "пролистанное" и крепко подумать. Он был прав - потребители с появлением мобильных приложений стали просто опасны для компаний, чье преимущество основывается лишь на рекламе. Я не так давно писал про вдумчивое потребление, но даже не вспомнил про эту книгу (спасибо mobile review, что напомнили).

Но давайте вернемся к самому сервису. До такого сервиса пока не доросли российские производители мобильных приложений, но это одна из рациональных выгод обладания высокотехнологичным смартфоном - пожалуй самая популярная и самая "убийственная" для маркетинга в ритейле. Кто может сделать такой ресурс? Кому он выгоден? Вы не поверите - прежде всего банкам. Как часть мобильного банкинга, который у нас, увы, сделан через задницу из-за (вероятнее всего) трудностей перевода - о чем я писал в соответствующей статье про мобильный банкинг. Мобильное приложение, способное не просто управлять финансами, а и оптимизировать затраты - не только база данных по скидкам (интегрированный в мобильный банк Gruppon или Биглион, показывающий где по-близости можно поесть на халяву, но и price checker, проверяющий на сколько цена адекватна другим предложениям на рынке). В чем интерес банка - в стимулировании пользования самым дешевым способом совершения транзакций и экспресс-кредитование.

Вторые - сетевые (internet) дискаунтеры. Точнее даже сетевые-интернет-дискаунтеры. Те, кто реально может обеспечить низкую цену на свой продукт. Так уже поступил Amazon, первым выпустивший приложения для iPhone, которое так и называется - Price Check. Т.е. любой, кто может обеспечить приемлимую цену, может стать реальным конкурентом огромным сетям с баснословным медиабюджетом. Т.е. компании в ближайшее время могут столкнуться с новым врагом - Интернет. Я про это опять же писал, но пост был встречен скорее скептически.

Но и это еще не самое страшное (для ритейлеров). Настоящая опасность - это миграция таких приложений в социальные сети. Аналог Foursqare, но для тех, кто покупает с умом. Не по местам, а по товарам. Вовлечение в таких сервис потребителей может перевернуть современный ритейл - когда не обученные сотрудники, а сами покупатели будут указывать цены. Ведь для этого достаточно только сфотографировать ценник своим смартфоном: там есть и штрих-код, и название магазина и цена товара...

Да, Вы с легкостью можете мне возразить, что у нас это все пока фантастично. Безусловно, в 2012 году переворота не будет. Но посмотрите на темпы роста рынка мобильных устройств, посмотрите как развиваются банковские технологии и доступ в Интернет. Этот переворот куда ближе, чем думает большинство. Но есть и те, кому стоит подумать над этим уже сейчас. 2011 год в США, 2012 - в Европе. Такая маленькая революция "умной толпы" на российском рынке возможна уже в краткосрочном стратегическом периоде - пятилетнем. И самое страшное, что эти изменения проходят очень незаметно...
Tags: банки, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments