Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Проще не бывает. Айдентика с ног на голову

Продолжая тему портфолио, решил написать пару строк о работах, содержащихся в нем. Сейчас - об айдентике. Говоря о ней мы, как правило, говорим о логотипах. Именно они первыми появляются в презентации, именно об их создании подробно рассказывают дизайнеры и именно за них платят заказчики. Но это на мой взгляд не правильно. Ведь разве логотип является идентификатором марки? Нет.

Давайте начнем с самого простого - целей и задач айдентики. Но сначала - примеры. Очень простые. Что идентифицирует Coca-Cola? Форма бутылки и красный цвет. Что идентифицирует "Билайн" - черно-желтые полоски. И это примеры хорошей айдентики. И если брать контрпримеры - то это будет МТС и пиво "Балтика". "Простите" - скажите Вы мне - "а как же знаменитое яицо логотипа МТС или три полоски в круге у пива"? Определить, на сколько хороша или плоха айдентика и на сколько точно она идентифицирует марку - очень просто. Достаточно убрать логотип с упаковки или коммуникаций. И если с "Балтикой" я частично соглашусь из-за специфической формы этикетки на бутылке, то без яица МТС коммуникации идентифицировать будет куда сложнее. Возможно (все-таки я взял далеко не самые худшие примеры), но сложно. Теряется однозначность.

Основа любой айдентики
- это композиция
Так вот, про цели и задачи. У айдентики они очень простые: дать возможность потребителю по форме, а не по содержанию коммуникаций идентифицировать компанию или ее продукт. Т.е. из этого можно сделать простой вывод:  основа айдентики - это композиция. Об этом все знают, но почему-то единицы применяют на практике. А виной тому - "творческий процесс", поставленный с ног на голову. Во многом благодаря истории. Ведь еще совсем недавно кроме как логотипом выделить свой продукт на фоне остальных было невозможно. Это было в то время, когда печатная реклама создавалась художниками и была сначала черно-белой, а потом цветной и глянцевой. Но композиция была типовой, а появившиеся фотографии не были доминирующими. Ситуация поменялась лишь в начале 60-х (об этом я писал подробно в посте про забытые задачи рекламных материалов).

Что мы делаем, когда приступаем к разработке идентификаторов? Рисуем лого, который потом (скорее всего уже после утверждения) обрастает тем, что называется "фирменный стиль". Т.е. пытаемся адаптировать приемы, использованные в логотипе (элементы лого, цвета, формы) к носителям. Такой подход кажется вполне разумным, но лишь при одном условии - если помимо как логотипом у нас нет возможности себя идентифицировать. Но ведь это не так. Процесс, в результате которого получаются работы, так непохожие на творения российских дизайнеров, построен совсем по-другому. Технология приблизительно такова:

Логотип - это то, что делается в самый последний момент. Изначально же анализируются коммуникации конкурентов (куда уж без этого) и оцениваются возможности работы с цветом и формой. С учетом специфики каналов коммуникаций, носителей, графического содержания. Что из этого можно индивидуализировать? Форму? Обычно это самой сложное. Цвет? Их не так много, а потребитель не будет париться отличая темно-красный от светло-красного. Орнамент? - здесь уже есть поле для творчества. Полоска, горошек, ромбик - фирменные паттерны (красивое модное слово) позволяют привлечь внимание. Но можно копать и глубже - как легко среди телевизионных программ про автомобили узнать TopGear - по фильтрам, применяемым в процессе съемок. Это тоже элемент айдентики. Даже своеобразно наложенные тени можно сделать фирменной чертой. В результате получается огромное поле для деятельности, где можно использовать как статичные композиции, так и динамичные (об этом я писал в посте от 30 сентября 2008 года). Возможностей для реализации креативного подхода, да еще и на фоне отрасли, работающей по-другому - масса. А если еще и вывести все это в объем, - заняться дизайном? Тогда добавятся формы и материалы. На российском рынке открываются колоссальные возможности (лишь бы клиент попался понимающий). Более того, сделанные с умом идентификаторы могут быть еще и охраноспособны.

И когда концепт готов, можно приступать к созданию логотипа. Но вот вопрос - надо ли его делать? Он станет очевидным после того, как сформируется общее представление об айдентике. (Каков логотип Aol.?). И если все сделано правильно, все работа сведется к созданию еще одного очень важного элемента идентификации - шрифта. Или обойдется простым написанием фонотипа - Гельветикой.
Tags: айдентика, дизайн, фирменный стиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments