Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Не бойтесь людей со стороны

Прекрасная статья на "Теория&Практика" Джона Лерера «Мысли кажутся нам метафизическими, но они физически изменяют наш мозг» поразила меня очень метким замечанием:

На конференции PopTech в 2009 году Лерер говорил о том, как важно при принятии решений или решении проблем привлекать эксперта со стороны: именно отсутствие погруженности в тему позволит ему увидеть свежим взглядом проблемы, которых никто не замечал ранее.

Не так давно мы обсуждали эту тему на совете директоров одного клиента, которому необходимо было привлечь на работу нового топ-менеджера, вице-президента по маркетингу. Вопрос стоял такой: выдвинуть из своих рядов, взять человека с опытом в той же отрасли или взять человека без опыта работы. Я, честно, не смог выработать для себя однозначного решения.

Как консультант, я работал со многими бизнесами - с производителями пищевых продуктов, с элитным алкоголем, с банками, с автопроизводителями, с автодилерами, одеждой и обувью, с фармацевтическими компаниями и ритейлерами и даже с крупными рекламными агентствами. И когда-то этот опыт был первым. Меня спрашивали, возможна ли работа без знания нюансов отрасли? Я считаю - что возможна. Правда, приходится вникать достаточно глубоко во многие нюансы - от законодательных до исключительно отраслевых (самой тяжелой оказалась фарма) - но как правило первое видение оказывалось самым точным. Но это - исходя из практики консультирования.

Но может ли человек без опыта возглавить маркетинговую службу компании, бизнес которой ему пока не знаком? Риски присутствуют, но на мой взгляд выигрыш - значительно больший. Какой бы прогрессивной не была компания - в ней всегда существует определенная "зашоренность" и, что самое страшное, субъективная оценка собственных достижений. Как пример - АвтоВАЗ с первым автомобилем с коробкой-автоматом. Это предмет городсти АвтоВАЗа, его достижение, успех и инновация. И внутри компании это прекрасно осознают (Представляю, сколько сил было потрачено на реализацию этого проекта... а времени - 37 лет!). И осознание огромной проделанной работы дает ложное впечатление об итоговом продукте. Со стороны это видно - изнутри - почти никогда. Только великие компании имеют счастье избежать этого.

Или вот другой пример - мобильный банк. Услуга самых высокотехнологичных и инновационных банков. Страшные на вид, неудобные, малофункциональные приложения для модных смартфонов и планшетов. Прямо банковский фетиш, хотя на самом деле сырой продукт, даже близко не похожий на mobile banking.  В банках, похоже, не утруждались даже понять суть явления и возможности продукта, но достигли определенного прогресса во внедрении высоких технологий. И теперь - радостно извещают своих клиентов.... Примеров масса (этот просто самый "ближний").

Кто может сказать правду и вернуть ценности на свои места? Консультант - сделает только половину дела. Скажет правду. Но в большинстве случаев эта правда, мотиватор к действию, сначала всех озадачит а потом тихо утонет под ворохом сиюминутных проблем. И задуманное не реализуется. И именно для реализации всегда необходим человек внутри. Think different, умеющий противостоять "производственному мышлению". Можно ли его взрастить внутри? Я не уверен. Можно ли его привлечь из компании-конкурента? Возможно, но маловероятно. Остается один способ - взять в штат того, кто никогда не усложнял свой ум пониманием того, как "эта штука работает изнутри" - того, кто способен оценить не процесс, а результат.

Да - это лотерея. Из 10 таких "креативных маркетологов" 9 окажутся скорее болтунами, чем реальными "драйверами изменений". Но ведь и бизнес не марафон. Бизнес учится и на чужих и на своих ошибках. Учится выбирать, оценивать, формировать правильное мнение. И в конце концов - либо научится, либо уйдет в небытие. Такой способ долог, дорого и низкоэффективен. Но это как в Голливуде - один успешный фильм покрывает затраты на сотню отснятых. И другого способа я не знаю.
Tags: бизнес, маркетинг, роскошь или luxury
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments