Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Голубой Сталин. Доступен так же в розовом

В чем сила китайцев? Они, несмотря на цензуру и коммунистический политес могут посмеяться над собой. Стилизованный портрет Мао - и с ушками Микки-Мауса, и в луи-вюиттоновском Monogram - обошли весь мир. Но это было дело американской прессы. В Китае же современное китайское искусство обыгрывает культ Мао по-своему.  Один из ярких примеров - Жень Лу (Zheng Lu), 40-с лишним-летний китайский скульптор. У него много потрясающих работ, но маленький Мао с огромной головой - его самая известная работа. У него вообще много Мао - "Мао на корточках", "Мао с телом атлета", "Мао классически". И даже "Мао, который никогда не падёт" - в форме матрешки (на изображении).

Пожалуй, китайцы единственные, кто позволил себе самим подшучивать над диктатором. И это свидетельство здоровой нации, на мой взгляд. Ведь политические карикатуры - вещь тонкая. Но, на мой взгляд, нужная. (Я уже не говорю о том, что они хорошо работают в рекламе). Все остальное было сделано не соотечественниками.

В чем сила такого подхода - в переосмысливании ценностей и, главное, в способности признать ошибки и победить страх. Именно тогда сознание переродится и то, что произошло, навсегда станет историей. И как бы мы не старались сохранить отношение страха - проходит со временем и оно. Помните Наполеона Бонапарта? "Узурпатора", утопившего Европу в крови? Посмотрите фильмы, которые снимают о нем сейчас. Исторические мелодрамы. Наполено стал "бренд-персонажем" в рекламе, на упаковках, в названиях.
Посмотрите на то, каким коммерческим стал Че Гевара. Еще не так давно его портрет был атрибутом бунтарства. Сейчас - скорее интерьерной живописью. Портрет "Че" можно купить в большинстве магазинов, торгующих недорогими предметами интерьера по всей Европе. Более того, "тема Че" активно развивается. В берете со звездой теперь продаются не только черепа и чебурашки! Есть даже стилизованный по Че Гевару штурмовик имперской армии, да прибудет с Че сила.

Сколько фильмов с комичным Гитлером Вы знаете? Очень много. Сколько фильмов с комичным Сталиным? Я не знаю ни одного. Да, какие-то ###### считают его (пока) "эффективным менеджером" и цитируют Черчилля (про соху и атомную бомбу), но их мы даже в расчет не берем. Почему "культ личности" остается в тени пародистов и креативщиков? Боятся неадекватного отношения со стороны населения по поводу глумления над диктатором? Время идет, и тем, кто попал под влияние культа (допустим даже в 10 лет) - сейчас уже больше 70-ти. Это что, целевая аудитория? Моральный и этический моменты здесь очень тонкие, но по моему мнению замалчивание и попытки забыть - еще хуже. Именно они порождают предстваления об "эффективном менеджменте" в неокрепших умах российских граждан.

На самом деле - не все так плохо. Американский скульптор Frank Kozik, чей меланхолично-депрессивный кролик Labbit украшает в том числе и мою гостиную, уже достаточно давно создал резинового Сталина - в голубом и розовых цветах. По-началу меня озадачил такой интерьерный аксессуар, но теперь я осознаю, что он чертовски хорош. Он как-то переменил мое отношение к самой персоне изваяемого, ибо я не верю, что ошибки прошлого возможны в нынешнее время.


А не так давно мне попалась на глаза рекламная кампания пражского Ogilvy - водки с шестью степенями фильтрации, которые визуализированы как шесть шагов превращения Сталина в Санта-Клауса, а Гитлера - в кролика. Сталинклаусс и Гитлереббит стали бренд-персонажами нового напитка...


И вот что я подумал. Несерьезное отношение - обескураживает, заставляет задуматься и переосмыслить. Юмор - тоже оружие. Черный юмор - оружие массового поражения. И порой - куда эффективнее политических митингов или масштабных рекламных кампаний.
Tags: бизнес, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments