Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Миссия, которая выполнима. Все что Вы хотели знать о миссии компании

На тему миссии компании в дискуссиях сломано немало копий, сожжено немало свечей, снято немало шляп и сказано немало тостов. А вот понимания - нет. Цель этого поста - рассказать о миссии и о том, как она просто и понятно может работать на благо компании.

Для начала простой пример сформулированной миссии компании. Привожу пример банковский, потому как банковская отрасль по формулированию миссий зашла дальше всех и довела вполне рабочий инструмент до полного идиотизма. Вот пример миссии регионального банка:

Общей целью (миссия) ....{банка} является повышение благосостояния и защита интересов акционеров, сотрудников и клиентов банка, что является необходимым условием, определяющим перспективы развития банка и финансовые результаты его деятельности.

Какие выводы можно сделать, прочитав такую миссию? Кому нужна такая миссия и зачем вообще публиковать такую чушь на собственном сайте? Слава Богу, здесь еще не написано про поддержку малого и среднего бизнеса - это через раз встречается. И зачем вообще эта миссия нужна. В чем ее задача?
Миссия "Сбербанка":
Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников.

Миссия "Дисней":
Делать людей счастливыми
И ответ на него куда проще, чем Вы думаете. Миссия есть основа стратегии. Исходя из того, какой себя видит компания на рынке и какую социальную (!) роль она планирует играть, формулируется сначала зона социальной ответственности компании (миссия) которая одновременно и будет базисом ее конкурентных преимуществ. Т.е. миссия - это сформулированная роль компании в обществе и общественных отношениях. Для чего создана эта компания? Как она помогает обществу? Какова цель ее деятельности - ведь это не захват 100% доли рынка, а удовлетворение каких-то потребностей - именно за это компания получает вознаграждение от общества.

Исходя из этого и создается стратегия. Роль и место компании предопределены, теперь осталось лишь расставить измеримые цели (в т.ч. и "позиционирование", про которое был предыдущий пост). А это и есть, собственно, процесс создания стратегии компании. Но и это еще не все. Миссия очень легко применяется на практике. В таком контексте она служит фильтром для принятия управленческих и внедренческих решений. Как? Да очень просто - необходимо взять миссию и переформулировать ее в форме вопроса.

А теперь - вопрос:

Если миссию "Диснея" легко переформулирвать в вопрос ("Этот продукт/решение действительно делает людей счастливее?"), то можно ли переформулировать в вопрос миссию "Сбербанка" или пример, приведенный выше?. Нет нельзя. Именно поэтому миссии существуют рабочие и фиктивные. В большинстве случаев те миссии, с которыми Вы сталкивались - фиктивные. Именно они вызывают массу споров и дискуссий (почитайте e-xecutive) - дебаты пустозвонов о несуществующих и бессмысленных вещах.

Вот Вам еще два банковских примера:
1:
...{банк} уже более 10 лет определяет развитие рынка доступных финансовых услуг для широких слоев населения. Основная задача Банка — демонстрация новых стандартов бизнеса в соответствии с идеологией {банка}: Созидание - Мы создаем ценности, а не перераспределяем их. Доверие - Мы работаем честно, и нам доверяют. Совершенство - Все, что мы создаем, — надежно и красиво. Опыт - Мы строим будущее, помня уроки прошлого. Патриотизм - Мы трудимся на благо России.
2:
Клиенты ...{банк} получают больше, обладая меньшими ресурсами
Запомните эти формулировки.
Как их можно применить по отношению к клиентам, продуктам, решениям. Они достаточно близкие по функционалу и идеологии:
первые - честно трудятся, создавая надежные и красивые доступные современные финансовые услуги на благо России;
вторые - предлагают больше даже тем, кто обычно на это не расчитывает.

Сначала просто представьте, какими могут быть стратегические цели и задачи у двух банков? Чья стратегия будет четче? Переложите ее на продуктовый портфель, коммуникации, позиционирование (о нем ниже)...

Вот простой пример - давайте попробуем проанализировать, как соотносится с миссией банка новый финансовый продукт - какой угодно:
В первом случае вопросы будут следующими - "Он честный? Он надежный? Он красивый? Он современный? Он будет работать на благо России?"
Во втором: "Действительно ли с его помощью клиенты получать больше, обладая меньшими ресурсами?"

Мне кажется, выводы очевидны. Вот так работает инструмент под названием "миссия".

Меня спрашивали постом ниже о том, не одно ли и то же - позиционирование и миссия. Нет. Но эти понятия взаимосвязаны. Позиционирование - это зеркальное отражение миссии. Если миссия - это роль компании на рынке, то позиционирование - это восприятие этой роли потребителем. Это как актер, играющий роль и зритель, воспринимающий игру актера... Как-то так.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments