Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Дизайнофобия - болезнь российского дизайна

Продолжая тему российского дизайна, начатую далеко не позавчера, а еще в 2008 году в этом блоге, я, кажется, только сейчас сформулировал для себя причину, по которой российский дизайн катастрофически плох даже несмотря на сокращающиеся временные лаги между русскими и западными трендами.

На эту мысль меня навела "дерзкая" работа Depot WPF для кондитерской фабрики с невыговариваемым названием. I WILL - это леденцы (или жевательные конфеты?). Оставив за скобками здравый смысл и маркетинговые составляющие (это не сильная сторона "Депо", вгоняющая в тоску описаниями на их сайте), мы получили работу (продукт) "в тренде" конца прошлого десятилетия. Возможно, это "дерзко" для производителя, но это старо и скучно с другой стороны, если бы не одно "НО".
Попытайтесь найти на этих упаковках изображения тех самых леденцов и тоффи. Их нет. (Я их не нашел по материалом пресс-релизов). И это - огромное достижение российского дизайна. Пусть это плохая калька с работ европейских и американских дизайнеров, выставивших на полки этот стиль в 2007-08 гг. Но это шаг вперед. И вот почему:
«Мое убеждение заключается в том, что утилитарные искусства — объект, выполняемый прежде всего для использования, — воспринимаются эстетическим чувством как абстрактное искусство»
 Герберт Рид 

В отличии от искусства дизайн всегда абстрактен. Об этом писал еще Герберт Рид в 1934 году. В тридцатых годах 20-го века четко отличали дизайн от так называемого "орнаментирования" - нанесения на поверхность различных орнаментов - этот прием был известен очень давно и именно в этом есть разительное отличие "красивого" современного от "красивого" антиквариата. Но вот в чем проблема - мы не любим абстрактное. "Боязнь дизайна" сравнима с боязнью абстрактной живописи (помните, как с этим боролись советские чиновники?). И эта боязнь абстрактного искусства - у нас в крови. Абстракционизм вытравливали из советского человека десятилетями. И наконец вытравили. В итоге мы лишились не только абстрактного искусства, но и дизайна. И получили взамен хорошо узнаваемый абсолютно совковый стиль Артемия Лебедева, который и сочли за абсолют. Но "узнаваемый" - не означает эталонный.

Яркий пример дизайнофобии - реклама пива. Кадр ролика пива "Колос": крупным планом на экране возникает колосок, голос за кадром говорит: "Это - колосок". Спасибо. Рекламная продукция для дебилов готова. Точно так же - на прозрачной упаковке с рисом или сосиками рисовать тот же самый рис (рисовое поле как верх абстракции) или сосиски (верхом абстракции в данном случае будет корова или свинья). По этому приницпу работает весь package design, работают веб-дизайнеры (веб-орнаментологи с сами-знаете-кем во главе). Это покупают "директора по маркЕтингу" и в итоге это все оказывается на прилавках и на конкурсах.

И здесь проблема не только в талантах дизайнера, проблема - в устявшейся за последние 15 лет культуре восприятия дизайна в профессиональных кругах. Не дизайна, а того самого "орнаментирования", нацепления узоров и текстов на форму. Одно из осложнений дизайнофобии - "дизайнерский педантизм". Российские работы отличаются от западных полным отсутствием небрежности. Пиксель к пикселю, миллиметр к миллиметру - по нашим меркам половину британских венценосных дизайнеров надо было бы просто уволить - в буквах "Е" и "Т" не совпадает толщина чего-то-там! Мы удивляемся (профессионально) качеству прорисовки элементов и восторженно обсуждаем редизайн упаковки "Большая кружка". Отгадайте, что там нарисовано? Правильно! Молоко и большая кружка! Но молоко стало молочнее, а кружка - кружкастее. (Потребитель на полке не заметит разницы, а директор по маркетингу освоит бюджет).Это дизайн? Нет - все что угодно, только не он. Попиксельно прорисованный календарь, часики, банкноты и карандашики - умилительная работа веб-дизайнера, иконка "Планировщик". А под ней на сайте будет еще и текстовая ссылка "Планировщик". Но вот беда, ни на одном смартфоне или планшете не ткнуть в эти самые тексты с иконками с первого раза. Там была бы удобнее одна большая кнопка. Но она слишком абстрактна - и за это не платят. Но веб-дизайн - это вообще больная тема, здесь отставание слишком велико

Яркий пример - логотипы городов, театров и музеев. Навевающие тоску обведенные по контуру достопримечательности с одной стороны и (сейчас модные) frameworks с другой. Абстрактное создается из простых предметов, даже буквы алфавита могут послужить отправной точкой. Они тоже могут стать предметами абстрактного искусства или близкими к ним. И здесь не обойтесь едва заметным градиентом, который так любят использовать наши дизайнеры, чтобы придать хоть какой-то эстетизм плоской шрифтовой работе.

Вспомните, как Вы оцениваете сами "классный дизайн" (на 2 поста ниже). Словами "это ни на что не похоже!". Еще раз большими буквами: "ЭТО НИ НА ЧТО НЕ ПОХОЖЕ". Дизайнер может инспирироваться чем угодно, использовать какие угодно реальные предметы и реалистичные образы - но результат всегда получается абстрактным. Хороший дизайн, качественный дизайн, "классный" дизайн.

Но что делать? Если есть болезнь, так ее стоит лечить? Проблема в том, что дизайнофобия и боязнь абстрактного - это скорее не дизайнерско-креативное, а социальное заболевание. Им не стадают те, кому меньше 25. И на них вся надежда. Они уже не спорят на тему является ли искусством творчество Казимира Малевича, не удивляются, почему "мазня" продается и покупается. Но увы, пока дизайном в России рулят 40+, - шансов создавать "классный" дизайн у этой страны катастрофически мало. Проблема даже не в том, что его не воспримут (см. абзац выше). Проблема в том, что у тех, кто его утверждает - не хватает смелости и уверенности. А их причина - в незнании. Поэтому для них - один совет. Вернитись к истокам: Герберту Риду, Джону Глоагу, Джио Понти, Эшварду, Дорфлесу, Арчеру, Дайсону, журналам Domus и "Техническая эстетика", наконец. Там написано все, что необходимо. Все для того, чтобы делать действительно "классный" дизайн, а не пародию на него.

Tags: дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →