Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Вдумчивое потребление

Где грань между "раскруткой" и обманом? Где граница межу взрывным ростом продаж, адским ростом прибыли, райскими дивидендами и "разводкой" клиентов...

Простой пример - книга, служащая индикатором развития отрасли - "Как раскрутить ресторан" г-на Назарова. Как и большинство опусов местных авторов про развитие ресторана - редкостное, малоприменимое в жизни дерьмо, ничего общего не имеющее с развитием бизнеса, но полезное, если хотите поймать вора у себя в кафе или заработать на незнании покупателя:

Логика проста. Если продавать пиво по 0,4л в кружке, то покупатель, поняв что "недопил" возьмет еще одну. А к ней еще закуски и т.д. и т.п. И так Ваш чек повысится и все будут довольны. И это - прием повышения продаж. Так же как и продавать не сигареты, а сигаретный набор в ресторанах (за другие деньги) и так же как многое другое... "Для дурака не нужен нож..."

Совсем недавно столкнулся с рекламой банка Ally -  Stop Accepting Nonsense ("Прекратите принимать чепуху" = "Сопротивляетесь впариванию"). Что это за реклама? Реклама, призывающая благоразумно отказываться от оплаты комиссии при выдачи наличных в банкоматах. И это - далеко не единственный пример рекламы, ориентированной и призывающей к благоразумности. Что рекламируют банки - кредиты? депозиты? Нет - возможности накопления. Но увы, ни один "впаривающий" банк не способен на такое, ибо он будет недополучать прибыль, каким бы монопродуктовым он не был.

А ведь банки - это авангард рекламного рынка. Наряду с телекоммуникациями именно финансовые институты задают "рекламную моду" - треды, подхватываемые остальными, куда менее "капиталоемкими" рекламодателями. Smart banking, smart shopping, smart consuption - становится модным потреблять вдумчиво, переосмысливая вещи привычные и само собой разумеющиеся поборы и тарифы. А рекламодатель - провоцирует их правильное неприятие.

А переосмысленное потребление - штука серьезная. В ней нет места "разводке" потребителей, приемы которых сыплются на нас из книг, с семинаров и тренингов. Удвоить продажи шампуня, написав на этикетки "Смыть, нанести еще?" . Не катит. Получить больше прибыли, предлагая к наждачной бумаге конфети? Не проходит. И вот почему.

Сейчас и только сейчас, благодаря блоггингу и в меншей мере социальным сетям, потребители получили огромное количество независимых и неподкупных продуктовых фильтров, созданных такими же потребителями как они сами, но уже прошедшими через муки выбора. Обмен мнениями прост как никогда. И если кто-то начал предлагать пиво в бокалах 0,4 литра - провести параллели и понять логику, основываясь на коллективном разуме будет очень несложно. Каково будет будущее такого заведения? Проверить и посчитать эффективность пользования услугами банка - не проблема. Сравнить и оценить то, что многие именуют "инновационным продуктом" - мобильный банк от лидера рынка или сайт с "дизайном прошлого века" от именитой студии? Легко сравнить, легко выбрать. Надо лишь сначала подумать.

Да, и сейчас количество "невдумчивых потребителей" очень велико. Но проблема в том, что их количество постоянно снижается и будет снижаться только быстрее. Поэтому строить бизнес на дураках можно, если он краткосрочный, "снимающий сливки", но в любом случае очень опасно. Так же я не верю в то, что создав такой booby-business можно адаптировать его, изменить так, чтобы он стал "вдумчивым". Тебе просто никто не поверит, а вот количество личных врагов, понимающих что до сих пор их обманывали - возрастет многократно. Ровно на количество клиентов.

Но самое любопытное - это провокаторы. Провокаторы "вдумчивого потребления". В данный момент идеальное время для того, чтобы на рынке появился игрок с "вдумчивым" продуктом и рекламной кампанией, призывающей не игнорировать, а наказывать конкурентов. Конкурентов-ли?  
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 60 comments