Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетинговая ловушка

Модный тренд (что не умаляет его важности)- " людям не нужны банки, людям нужен банкинг" (он же - банковские услуги). Людям нужны туры, а не турфирмы, нужны автомобили, но не автосалоны... Это все - здравый смысл, дополненный современными технологиями. В комментариях не нуждается. Но с маркетингом - другое дело. Что потребителям, что компаниям нужны не отделы маркетинга, не маркетологи, а сам маркетинг... И он далеко не всегда в нашей с Вами действительности может концентрироваться в отдельной службе внутри компании. Но об этом мы почему-то забываем...

Сейчас один из клиентов - компания, уже 17 лет работающая на рынке. По результатам своей деятельности локальная компания на рынке, уровень конкуренции на котором куда выше федерального, очень схожа с другой компанией, хорошо известной на рынке, во многом благодаря своему владельцу. Вторая компания (правда, она чуть младше), активно инвестирует в маркетинг, является одним из крупнейших рекламодателей и обладая высоким уровнем известности использует все возможные маркетинговые инструменты: публикуется, рекламируется, празднует свои успехи, плескаясь шампанским с первой полосы авторитетных газет... А другая, работая лишь на местном рынке, проводит конкурсы рисунков "Как я провел лето" и до сих пор не имеет отдела маркетинга. И вот что интересно: у этих компаний не только похожие финансовые результаты (которые можно списать на разницу в возрасте), но и одинаковые темпы роста. Как так?

Сейчас оставим фантазии по поводу того, что было бы с компанией, если бы она обзавелась отделом маркетинга и штатом маркетологов. Результаты были бы лучше? Вы уверены? Сейчас, пока рынок дает возможность развиваться, не задействуя в бизнес-процессах маркетинговую службу (а таковыми являются многие рынки и почти весь рынок услуг), marketing thinking вынуждена заниматься вся компния целиком. И именно это позволяет компании держаться "на плаву". Но если служба маркетинга появляется не тогда, когда возникает необходимость в выделении ее в отдельное подразделение, а раньше - будь то дань моде или отсутствие желания самостоятельно заниматься производством сувенирки и подарочных календарей, то компания может попасть в "маркетинговую ловушку".

Не имея четких корпоративных стандартов - как минимум регламентированной миссии и стратегии - отдавая маркетинг в руки единственного подразделения руководство компании как-бы снимает с себя обязательства перед потребителями и делегирует их службе маркетинга. Служба маркетинга, не имея под рукой целей и задач иных, кроме тактических (выполнить план квартала, запустить рекламный флайт, потратить бюджет и сделать ребрендинг, включая выпуск 3-х новых продуктов), просто не может выполнять собственную работу последовательно... И если "носитель идеологии" (топ-менеджер компании) может соотнести те или иные управленческие решения с видением будущего компании, то у отдела маркетинга таких способностей не наблюдается и наблюдаться не будут - о таких вещая редко разговаривают с маркетологами... И тогда маркетологам не остается ничего делать, кроме как заниматься "текучкой" вместо того, чтобы думать о вечном (шутка).

Получается, что создавая маркетинговую службу компании сами себе зачастую делают "медвежью услугу". Они просто бросают собственных клиентов на произвол судьбы, переставая думать о них надлежащим образом. Создается информационный вакуум, тот самый, когда одни не могут (думать), другие не хотят (для этого наняли первых) и в дальнейшем развивается чувство всеобщей неудовлетворенности, когнитивный диссонанс и заболевания нервной системы.

Именно это сейчас наблюдается среди российских компаний. Менеджмент и маркетинг устали друг от друга из-за полного отсутствия взаимопонимания. Но кто в этом виноват? Маркетологи, который позвали раньше времени, или компании, которые сделали преждевременные шаги, сначала собрав "креативную группу", а потом поняв, что она не сможет решить возложенные на нее задачи? И главный вопрос: "что делать?" :-)

Продолжение следует
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments