Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Потребности и желания

В одной дискуссии мне задали достаточно интересный вопрос: "меняются ли потребности в зависимости от опыта потребления (не желания, а потребности)"... Конечно меняются. 

Есть предположение, что меняются желания, но потребности человека (как организма) остаются в любом случае одинаковыми - человек хочет есть, пить, спать, двигаться - это потребности. Остальное - это уже причуды собственного воображения. Когда наш опыт потребления растет, мы хотим не просто есть, пить, спать - наши потребности конкретизируются и становятся желаниями... Т.е. с опытом потребления меняются наши желания, а не потребности. Казалось бы, все логично. Но это не так.

Потребности относятся не только к физиологии. Наряду с физиологическими потребностями существуют потребности психологические. Ведь потребность - это ощущение нехватки чего-либо. Неудовлетворение потребностей сопровождается дискомфортом и различными другими "побочными эффектами" вплоть до когнитивного диссонанса :-)

Где грань, граница между потребностью и ее конкретизацией? Вопрос не понятный. Но изменяются ли потребности, или опыт потребления сказывается лишь на изменении наших желаний?

На мой взгляд, наши потребности меняются так же. Почему? Когда растет культура потребления, то часто возникает ситуация потребления, которую можно сформулировать как "лучше ничего, чем ...". И таких примеров - масса. Лучше "никакого вина, чем плохого", лучше остаться голодным, чем поесть junk-food и так далее. Такая модель поведения уже не укладывается в тезис о том, что меняются лишь желания, а потребности фиксированы. Т.е. с ростом культуры потребления наши потребности начинают "наращиваться" и граница, за которую мы не перейдем даже при сильнейшем ощущении недостаточности или нехватки чего либо - постоянно двигается. Разве это не так?

Но в таком случае любимая всеми "пирамида Маслоу" - перестает работать. Ее строители (не путать их с Абрахамом Маслоу, который ничего подобного не имел ввиду) предельно упростили понимание потребностей, списав все на желание - и получилась логичная последовательность. Хотя ничего общего не имеющая с реальностью потребления. Для этого достаточно попробовать разложить по этой пирамиде самого себя, а не абстрактного потребителя - и упущения, упрощения и ошибки создателей такой пирамиды станут очевидными.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments