Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Маркетинг - это политика

В чем причина большинства маркетинговых неудач? Когда специалисты, обладающие достаточной компетенцией проводят правильные преобразования, изначально обреченные на несбыточность?

В этом блоге мы всегда обсуждали проблемы, связанные с тем, как делать правильно. Но очень редко затрагивали тему "как не делать неправильно". Об этом я писал в предыдущем посте. И теперь пора бы исправить эту ошибку.

Я уже неоднократно писал, что в маркетинге существуют два зла - "корпоративная память" (мы всегда так делали и это помогало) и "производственное мышление" (мы знаем что наш продукт сделан лучше, но не знаем, важно ли это для наших потребителей). Но какое отношение они имеют к маркетинговой активности компании? Никакого. Это история бизнеса, принятые в нем отношения между начальником и подчиненным, амбиции собственников, их видение... Все это - надмаркетинговое.

Дело в том, что успешность или неуспешность маркетинговой деятельности определяется соответствием маркетинговой политики компании, которую разрабатывают соответствующие специалисты, общему видению и культуре, которые существуют в компании. Если видение маркетолога совпадает с видением собственника или топ-менеджера - это хорошо. Но если полного совпадения нет, то не будет и удачного завершения изменений.

Нельзя рассматривать маркетинг только в рамках его сферы ответственности. Продукт, коммуникации, ценообразование, дистрибьюция - это все здорово. Но мало. Маркетинг - это политика. Конфликты интересов, сферы влияния, амбиции - политическая и социальная жизнь, протекающая внутри компании - имеет принципиальное значение для успешного окончания даже бесспорно правильных начинаний.

И в этом - корень многих проблем. Приходит маркетолог, для которого никто в компании не то чтобы не авторитет, но уж точно не специалист в области маркетинга. Отсюда - конфликт с производством, "влюбленным" в текущий продукт. Отсюда - конфликт с собственником, которого интересует мгновенная окупаемость маркетинговых издержек.... И пошло-поехало.

Но если начать деятельность с изучения истории, причин, по которым компания оказалась в текущем положении, то многие "щекотливые" моменты в работе можно предупредить... Увы, далеко не всегда о реальном положении дел рассказывают правду, по крайней мере изначально.

Классический пример: "денег сколько надо, столько и будет". Маркетолог создает долгосрочную программу действий, ее принимают, начинают... а потом деньги заканчиваются, несмотря на все обещания и согласования. Итог - смена логотипа. Даже я сталкивался с такими случаями. А уж наслушался от коллег - почти каждый был в такой ситуации.

Именно поэтому очень важно быть не только хорошим специалистом по маркетингу, но и дипломатом, политиком, переговорщиком и вообще душой компании. Не для того, чтобы протолкнуть свои идеи. А лишь для того, чтобы получить правдивую информацию о реальном состоянии дел, ожиданиях и предпочтениях до того, как проект начинается, а не в процессе его реализации.

Ведь нельзя забывать, что маркетинг - это не отдельная дисциплина или направление деятельности. Маркетинг - это отношения. Как с внешними агентами, так и внутри компании.
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments