Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Уход в отрыв

 Не так давно я купил упаковку апельсинового сока - то ли BioTime, то ли Rich - не важно. Я очень давно не пил пакетированный сок (у меня есть соковыжималка) и я был поражен на сколько сильно сок из пакета отличается по вкусу от сока из апельсинов. Я бы даже сказал что ничего похожего во вкусах обнаружено мною не было. Это было все, что угодно, но никак не сок из апельсинов. В приступе голода чуть позже я купил некий мясопродукт, обозначенный как карбонад в нарезке (кажется "Останкино") - и не получил ожидаемого вкуса свинины. Он отсутствовал. И так происходит с все большим и большим количеством готовых блюд, предлагаемых магазинами.

А теперь чуть другой угол - реклама продуктов питания. Смесь кетчупа и майонеза стала необходимым атрибутом любого стола - многие знакомые просто не едят без двух этих соусов ничего. Слава рекламе. "Магги" рекламирует глутамат натрия, который увеличивает чувствительность вкусовых рецепторов. Помимо пагубного влияния на зрение и лишний вес, использование таких приправ просто убивает вкусовую чувствительность - нам становится все равно что и с чем есть. Я уже не говорю о всяких смесях для жарки типа "хрустящей корочки" от того же производителя. 

Странная ситуация получается. И очень выгодная. Можно планомерно работать над снижением качества продукта, компенсируя его потребительскую ценность такими вот вкусовыми добавками. И в результате - все три стороны - в выигрыше. Покупатель получает вкусную штучку, производитель - низкую себестоимость, другой производитель - новый рынок сбыта. И чем выше степень готовности продукта, предлагаемого потребителю, тем хуже может быть качество используемых ингредиентов.

Что мы сейчас и наблюдаем. Но есть еще один нюанс. Пропасть межу вкусами. Сухие специи (тимьян, базилик, шалфей, розмарин и т.д.) весьма ощутимо отличаются от свежих трав - в блюде эта разница сильно заметна. Но когда мы полностью перешли на сухие специи, сравнивать нам уже не с чем. От таких монотрав мы переходим к смесям (для борща, курицы, свинины, шашлыка) - и снова отдаляемся от оригинального вкуса - редкие смесевые приправы обходятся без лишних добавок в виде того же глутамата натрия. Следующий этап - жидкие маринады. Вот уж где химия веселится. Даже качественный исходный продукт не поможет.

Но посмотрите, мы же принимаем такие правила игры. Не задумываясь в силу нехватки времени, мы все дальше и дальше уходим в отрыв от натуральности и естественности. Более того, благодаря такому "прогрессу" мы уже физически не способны оценить натуральный вкус, но при этом попадаем в зависимость от глутомато-насыщенных кухонь. Например, этим частично можно объяснить популярность японской кухни в России, несмотря на ее вредоносность в местной интерпретации. Но это самое меньшее зло.

Странная, парадоксальная ситуация. По-хорошему, высококачественные продукты питания нужны небольшой, постоянно сужающейся аудитории людей. Не только тех, кто может себе позволить покупать цыплят по 600 рублей, а кроликов по 1000. Дело не в доходах. Мы уже привыкли есть говядину, которая не годится в пищу, т.к. не выдерживается должным образом и является мясом молочных коров, а не бычков. Телятина - безвкусное мясо, слабопригодное к использованию в кулинарии, у нас вообще считается деликатесом - и это натуральные продукты. Из куриного мяса в России дефицит самой вредной части - бедра. Индейку мы вообще не едим. А ведь есть еще сыры и колбасы, сосиски и "деликатесная мясопродукция", огромное количество банок с зеленым горошком (сравните его хотя бы с замороженным), помидорами и огурцами, так же мало имеющими общего с правильной консервацией... Соки воды, чай, кофе... Разница между исходным продуктом comme il faut и тем решением, которые нам предлагают производители - все увеличивается. Потому как нам некогда готовить и некогда думать о еде.

Вот и получается что производители, не забывая о собственной выгоде, все-таки удовлетворяют потребности населения, предлагая все более вкусные и вкусные продукты. Куда приведет такая гонка?
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →