Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Здоровое питание

Помимо солнца, воды, овощей, фруктов и злаков - здоровое питание это еще и огромное количество витаминов и минералов, которые житель мегаполиса просто не способен получить в достаточном количестве. Я уж не говорю о российских продуктах, от которых зачастую больше вреда, чем пользы.

При этом потребление биологически-активных добавок в нашей стране в десятки раз меньше чем в Европе и США. Я не оговорился - в десятки. Но в чём причина? Я не только про капсулы, которые надо употреблять три раза в день после еды. Я еще и об обогащенных продуктах питания. Съел батончик мюсли или выпил стакан сока - и получил не просто заряд бодрости, но и сбалансированный витаминный комплекс одновременно.

Примеры есть - активнее всего развиваются соки и обогащенные кисломолочные продукты. И их скорее покупают, чем нет. Но полка с "полезными продуктами" в гипермаркетах (раньше они назывались диабетическими) выглядит, пожалуй, еще хуже, чем полка с продуктами органического происхождения?

В чем причина? Ведь проведя любое исследование Вы не найдете ни одного респондента, который не ратует за здоровый образ жизни (только отбросим потребителей слабоалкогольных коктейлей в банках). Но почему такие продукты лишены внимания в магазинах, а продажи их катострофически малы?

В свое время, когда я строил амбициозные планы по строительству птицефабрики, выпускающей продукты из курятины премиального сегмента, мы проводили большое исследование по этому поводу. Увы, проекту не суждено было свершиться из-за кризиса, но результаты работы рисечеров надолго запали в душу. Я прочитал почти все "творческие задания" респондентов и был легком недоумении:

"Я покупаю куриное мясо, потому как эта пища куда полезнее, чем свинина или говядина, а мне небезразлично здоровье моей семьи... Как правило я покупаю курицу целиком, а самый любимый способ приготовления в нашей семье такой - под кожу мы нашпиговываем сливочное масло с чесногом, а потом жарим ее на сковородке - корочка получается хрустящая, ну просто пальчики оближешь" (Это изложение, но смысл передан верно).

Т.е. ни о каком здоровом питании речь не шла. Скорее это завуалированный выбор из-за ценового фактора.Даже сейчас куриное мясо стоит в 2-3-4 раза дешевле свинины или говядины. Я, конечно, не имею ввиду деревенских кур, которых продают на Кузнечном по цене около 600 руб/кг. (Пользуются большим спросом).

Но вот проблема. Ведь многие - реально пытаются заботиться. В подтверждение этому - рост сбыта и появление на рынках все новых и новых продуктов с пребиотиками, витаминами и пр. полезными добавками. Но в чем беда - почти все - пустышки.

А ведь «живые» бактерии (например та же LactoBacillus casei DEFENSIS из Actimel и десятка других продуктов, обогащенных лактобактериями) и любые другие пробиотические добавки, даже если они выживают среди всех «Е», то имеют свойства меняться каждый день (следовательно и свойства продукта изменчивы). От упоминания «Данакор» трясет более-менее образованных кардиологов, pH-нейтральными являются все шампуни (даже для собак). Коэнзимы оказываются обыкновенными протеинами - клеточными энергетиками, которые применяются везде и всюду (от лечения болезни Альцгеймера до стимулирования роста мышечной ткани), их еще называют словом «витамин». Растительное масло априорно не может содержать холестерин.

- это цитата из моей статьи 2008 (кажется) года - "Маркетинговый допинг". За три года ничего не поменялось. Почему? Рынку не нужны такие продукты? Нет потребителей?

Понятно, что мы в какой-то степени просим сапожника сшить костюм. Качественные обогащенные или функциональные (устоявшийся термин) продукты питания - это компетенция не производителей продуктов питания, а фармацевтов. И многие продукты питания уже попали в аптеки. (Осталось начать ходить туда за хлебом и колбасой).

Другой вопрос - сами продукты. Если к йогурту с витаминами и кардио-средствами мы привыкли, а шампунь, обогащенный жожоба нам вообще в радость, то как мы отнесемся к колбасе, содержащей половину (полезной для организма) таблицы Менделеева? Это крайний пример. Но ведь есть хлопья, хлебцы, фруктовые смеси, конфеты, соки и воды. Что из них возможно полезно обогатить и почему этого до сих пор никто не сделал?

Думаю, проблема здесь в том, что мы на столько верим в химический (а не органический) состав продуктов, что любое дополнение в виде "содержит витамины А, B, C, D" или "полезно для астматиков"... Т.е. производителям продуктов питания не хватает кредита доверия со стороны потребителей, чтобы поверить в безопасность таких добавок и благие побуждения компании, а не стремление "положить меньше мяса в колбасу". А самое главное - в каких сегментах продуктового рынка такие продукты необходимы.

Уже достаточно хорошо представлены на полках сухие завтраки и каши с витаминами. Но кто их есть? Судя по вечной пустоте в "аллеях" гипермаркета (кучки толпящихся у "Ясно Солнышко") и ажиотаже в колбасных нарезках - до здорового питания нам еще далеко. Или просто нет достойного предложения?

Я долго думал, чтобы меня заставило выбрать между двумя упаковками овсяной каши ту, в которой больше витаминов и минералов. Так ничего, кроме упаковки, и не придумал. (Количество комментариев к этой теме тоже смогут стать показательными).
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments