Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Category:

Бизнес-эстетика

В детстве я достаточно серьезно увлекался дизайном, ходил в студии при училище им. Мухиной и постоянно выписывал журнал "Техническая эстетика" - такой советский Wallpaper конца 80-х. Что-то мне было непонятно, что-то вполне. Именно оттуда я впервые узнал о понятии "ноосфера", "эргономика", увидел гибкие дисплеи и наклоняющиейся автобусы, экологически-чистые дома и многое другое - все это от советских тогда еще дизайнеров. Сравнивать было не с чем, но круть была несусветная. Но в нем важно и другое - направленность журнала, отражающаяся в названии.

Техническая эстетика изучает социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды и устанавливает зависимость между условиями и результатами труда - так говорят словари. Т.е. ее задача - провести параллели между красивым и эффективным.

И, ни для кого не секрет, что такие параллели существуют. Но не только в технике.

Уже достаточно давно в академической среде ходит термин total design. "Тотальный дизайн". Смысл очень простой. Любая правильно настроенная бизнес система - гармонична, эстетична. Казалось бы куда абстрактнее и бессмысленнее, но чем больше практических задач встречается на моем пути, тем очевиднее становится небезосновательность такого заявления.

В чём же выражается эстетика бизнеса? Поначалу может показаться смешным, но в красоте организационных диаграмм и наглядности визуализации стратегии бизнеса. Чем проще и логичнее выстроены отношения в компании, чем понятнее и эффективнее стратегия - тем образнее становится их представление. Пирамиды, деревья, вееры, сферы и прочее - это не только элементы "наглядности". Зачастую это отображение внутренней гармонии, присущей лишь бизнесу, который ведется правильно. Сюда же применимы - и золотое сечение, и пропорциональность и многие другие законы композиции... И если не заниматься украшательством, а честно изобразить все в виде схем и диаграмм, то начиная от сетевого графика и заканчивая лепестковой диаграммой правильное решение будет смотреться эстетично. Попросту - это будет красиво. А если говорить о стратегиях, то они прекрасно укладываются в совершенно понятные образы, которые мы можем найти везде - от природы до домашнего обихода.

Чехов писал: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли." Но если рассматривать любую бизнес-единицу, как сообщество людей, то требования не изменятся - и репутация, и идентификация, и идеология, и развитие - все должно быть прекрасно. Бизнес делают люди, а людям эстетика не чужда.

Я не в коей мере не призываю отбросить бизнес-логику и предаться бизнес-эстетике. Не в красоте причина. Красота - лишь следствие. Следствие правильного решения. И создавая продукт или услугу, новую стратегию или реорганизуя компанию часто получается так, что максимально эффективное решение оказывается еще и самым красивым чисто визуально. Так может не так и эфемерен этот total design? Может красота организации во всех смыслах и есть ее главное конкурентное преимущество? Ведь эффективный бизнес - прост и логичен. А ведь "простота есть необходимое условие прекрасного" - так говорил еще Лев Николаевич.

Можно попробовать провести эксперимент. Вариант - разложить продуктовый портфель или структуру компании в виде схемы и попробовать привести ее к симметричному и взвешенному виду по всем законам композиции, потом проанализировать продиктованные эстетикой изменения и прийти к какому-нибудь выводу. Но для этого изначально нужны четкие принципы и очень точное рисование - с "весом" каждого элемента схемы. Вопрос и сложность - в правильном выборе критериев оценки...
Tags: бизнес, дизайн
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments