Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Сверху вниз. Живой пример смены сегмента

Узнать кто такой Ферран Адриа (Ferran Adria) имея доступ в Интернет не сложно. Повар самоучка, основатель и шеф-повар одного из самых знаменитых европейских ресторанов El Bulli ("Бульдог"), создатель той самой "молекулярной кухни", благодаря которой форма теперь может совершенно не соответствовать содержанию: - кабачок в виде дыма и ростбиф в виде пенки порождают совершенно новые вкусовые ощущения... нет - просто ощущения. И скорее в их поиске собирались полугодовые очереди в ресторан - как ни в какой другой.

Надо сказать, что эксперименты с формой проводились и ранее: еще издревле китайские императорские повара практиковали блюда-загадки: кода приготовленное мясо одного животного подавалось под видом другого. Рыба, сделанная из свинины и т.п. кулинарные эксперименты, удивлявшие высоких гостей. Но сейчас такие эксперименты перешли на другой уровень.

Но мы отвлеклись


Успешный бизнес и мировая известность. Что еще нужно. Было не слишком понятным решение сначала закрыть ресторан на два года на кулинарные эксперименты (это круто, конечено), а потом и отказ от продолжения проекта El Bulli вообще. Адриа говорил о том, что теперь будет заниматься простой и доступной домашней кухней - собственно, что сейчас является основным ресторанным трендом - простота, свежесть продуктов и частая смена блюд, буквально чуть-ли не ежедневная. (Мечта).

Но у этой истории есть банальный коммерческий бекграунд. Точнее не банальный, а очень и очень интересный. El Bulli и его технологии слишком ценны, чтобы их бросать, просто от них отказаться. На самом деле все оказалось значительно прозаичнее.

Блюда, которые адепты молекулярной кухни продают за огромные деньги в своих ресторанах - будь то каппучино из сельдерея или ванильное облако к мороженному или икра из дыни, теперь можно совершенно спокойно сделать любой, даже не очень опытной хозяйке у себя дома.

Что для этого необходимо? Пара десятков фунтов стерлингов, чтобы купить стартовый набор, да и немного кухонной утвари, большинство из которой - это пластиковый шприц в сочетании с чем-то. Рецепт не хитрый. Сделать что-то (например сварить борщ), смолоть его до состояния эмульсии (для этого понадобится обычный блендер) и пропустить через сифон, добавив текстуризатор.

Дамы и Господа! Texturas - торговая марка от Феррана Адриа и продуктового монстра SOLE GRAELLS. Растворите в воде пару грамм соответствующей смеси и получите - шарики, облачка, пенки или икру практически из всего, что попадет в Ваш блендер. Пара нехитрых движений - рецепты и видео есть на сайте - и вы асс молекулярной кухни.

И это еше не все. Для многих блюд важен не только форм-фактор, но и процедура приготовления. Тут уже сложнее. Но не на много. Ручной коптильный аппарат - насыщащющий любое блюдо ароматом копчения и леса, и хоть расстилающегося по столу, и специальный сифон - создающий всевозможные пенки и облачка. Вакууматор (для приготовления блюд в вакууме - есть такое), специальный прибор для тушения в потоке воды - что-то среднее между мешалкой и грелкой. Самый дорогой из этих приборов (PolyService, Великобритания) - как раз вакууматор, стоит чуть больше 2000 фунтов. Все остальное - значительно дешевле. И самый дорогой прибор для настоящего молкеулярщика - это дистиллятор. Все просто. В колбе вы варите свой борщ, а его вкус впитывается в раствор из которого создается соответствующая эссенция. Как ее употребить дальше - это уже Ваше дело. Разведите водой и получите насыщенный и абсолютно прозрачный борщ. Добавьте цитрат натрия из соответствующей банки, выдавите через шприц в "икорную форму" и получите красную икру со вкусом борща. (Пример утрированный). Такой дистиллятор стоит около 14 000 долларов.

Т.е. входной билет из специального сифона и смеси текстуризаторов стоит чуть менее 100 фунтов - 5000 рублей, высылается в России и представляет из себя прекрасный подарок. Это дешевле чем стоимость сета в ресторане El Bulli, с которого мы начали. Пару лет назад такие сеты из текстурайзеров стоили 399 долларов - сейчас сами смеси подешевели почти в 10 раз и, предполагаю, в недалеком будущем будут стоить так же, как и пакетик обычных специй и продаваться в любом магазине.

Что же касается маркетингового аспекта всей этой истории. Я догадываюсь о логике процесса... И картинка такова: больше уже ничего не изобрести. Нет времени, сил, драйва - не важно. Тогда задача весьма проста - собрать весь "интеллектуальный капитал" и растиражировать его, переведя знания и опыт в деньги, при этом - предельно упростив процессы применения. Думаю, финансовый аспект такого поступка - очень привлекателен и при этом Вы не просто "продаетесь" - Вы делаете доступным то, что для многих раньше оставалось за границами возможного. А это действительно - подарок. Даже невзирая на финансы.
Tags: маркетинг, ресторанное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments