Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Categories:

Мнимая идеология

Продолжение мнимой специализации, но сначала случай из практики.

Вместе с кафе (а оно приобреталось вместе со всем имуществом) мне досталась книжная полка. Она хорошо видна на фото старого интерьера. Мне рассказали что почти месяц эту полку каждое утро шкурил и морил строитель. В итоге получилась полка с весьма сомнительными эстетическими свойствами. Пришлось с ней расстаться, заменив на полочки из IKEA. Они обошлись мне в сумму около 700 рублей за каждую. Полка ручной работы, судя по трудозатратам, стоила значительно дороже.

И с таким я встречаюсь очень часто. Компании и люди тратят огромные усилия на то, чтобы сделать продукт хуже уже и дешевле продающегося на рынке. Это называется - идеология. Хотя правильнее - идИология. Ведь формула успешного решения задачи в конкурентной среде: если не можешь сделать лучше - отдай. На аутсорсинг, например.

Именно поэтому BOSCH производит комплекты для Мерседес и БМВ, а ZF автоматические коробки вообще почти для всех автомобилей.

Здесь есть один тонкий момент. Идеологический. Вернемся к нему. Допустим Вы производите продукты питания - и Ваша рыночная позиция основана на свежести продукта. Это нормальная, правильная позиция. Но лишь в том случае, когда Ваш продукт либо дешевле (что невозможно), либо значительно вкуснее, чем продукт конкурентов, что автоматически утягивает его в премиальный сегмент. Любая попытка сделать "своё" натуральным, дешевым и вкусным одновременно - окажется успешной лишь на рынке с отсутствующими отраслевыми стандартами. Т.е. с низкой культурой потребления. Во всех остальных случаях она обречена на провал. Кейс "Рублей", трансформирующися в "еду" был как раз об этом. Если дешево и вкусно - то не надо натурально. Увы - это так. И пирожное, продающееся за 30-40 рублей не может быть сделано из свежайших высококачественных продуктов и одновременно быть вкусным. Только для тех, кто вот вот перестал есть булку с сахаром.

Если брать любые другие отрасли - примеров масса. Та же "Карусель", тот же АвтоВАЗ... Принцип везде один. Если не собираешься банкротится - специализируйся не на том, что считаешь идеологически верным, а на том - в чем компетентен. (Кстати, поэтому мы и не стали делать собственные десерты - по крайней мере до тех пор, пока не сможем сделать чизкейк лучше американского стандарта).

А что ж тогда с идеологией, о которой мы так много беседовали раньше? Вот она-то все и портит. Увы, эта идеология - мнимая. Т.е. выдавание желаемого за действительное. Этот (само)обман очень распостранен. Скорее - это "человеческий фактор". Очень трудно отказываться от мысли, что ты являешься экспертом в какой-то области. И круг замыкается... И тогда в качестве оправдания перед потребитялями идут в ход такие выражения как "у нас же все натуральное", "поддержим местного производителя" и "мы же все это ради Вас"...

Очень четко нужно понимать границу между реальной своей компетенцией и выдуманной. И этот процесс сравнения и сопоставления надо вести постоянно. Анализировать технологии, стратегии конкурентов, делать, простите за банальность SWOT и PEST-анализ. Тогда твоя компетенция не будет подвергаться сомнениям, а идеология будет носит не декларативный характер, а быть основой бизнеса
Tags: маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments