Новый дивный VUCA–мир как хорошо знакомый старый.

Я всё время не мог понять, что же мне напоминает VUCA-мир, который сейчас стал таким модным? VUCA - это акроним из английских слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). То, что было раньше тоже получило своё четырехбуквенное обозначение. SPOD-мир. SPOD – steady (устойчивый), predictable (предсказуемый), ordinary (простой) и definite (определенный). Но давайте рассмотрим, что же "новый мир" предлагает и какие компетенции требует.

Volatility (изменчивость, нестабильность, неустойчивость, волатильность) – это состояние рынка, когда ситуация меняется быстро и отсутствует стабильность, а на основе трендов нельзя сделать правдоподобные предположения о будущем развитии. С точки зрения менеджера это означает, что нет смысла использовать проактивный подход и заниматься системными изменениями. Зачем, если завтра всё может измениться? Максимизировать надо то что есть и сегодня. Забыв о репутации и лояльности. Самое правильное - это выжимать до нитки поставщиков и потребителей.

Uncertainty (неопределенность) – мало того, что мы мы понимаем, что выявить тренды будет сложно, мы вообще не представляем, где может сформироваться новое конкурентное предложение. Автозаправки становятся фастфудами, а блоггеры открывают логистические компании. Бывшие производители спортивной одежды говорят «мы в IT-бизнесе». Вся эта двусмысленность и неясность ведёт к тому, что мы не знаем, откуда ждать подвоха и когда. А значит нет смысла в росте бизнеса и в каких либо изменениях. Самое правильное – зафиксировать то, что есть моментно, и сделать это как можно быстрее – например если есть спрос, то отреагировать на него чем угодно, лишь бы быстро. Тем более, что вопросы репутации и лояльности нас не интересуют. А уж фокус - тем более. В любой неопределенной ситуаций торгуй тем, на что есть спрос и с тем, кто готов платить. Зачем становиться экспертом в чём то, когда достаточно быть напористым торговцем?

Complexity (сложность) описывают как «место», где множество сложных для понимания фактов, причин и факторов складываются в проблемы. Мотивы потребления, сложности производства, непредсказуемость и неопределенность – они порождают на столько сложные модели выбора развития, что рассматривать их просто нецелесообразно. Поэтому всё надо предельно упрощать. Не знаешь, как это работает – не трогай, не меняй. Максимизируй эффект прямо сейчас, пока работает. Если сложно выстроить организацию - не строй, работай в «бирюзе». Если сложно мотивировать работников - не надо, создавай охлократию. Упрощай, но быстро, пользуясь моментом.

Ambiguity (неоднозначность, неясность, двусмысленность, неопределенность) – содержание простое. Способов решения проблемы на столько много, что нет какого-либо инструментария, способного дать предсказуемый, определенный результат. Большинство проблем вообще нам неизвестны (см. первые два пункта), а те, что есть – можно решить сотней способов и какой лучше – не известно. А значит, подойдет любой из тех, что мы знаем.

Но ничего не напоминает вам этот «новый дивный мир»?

По мне, это российский рынок начала 90-х. Он был отличным VUCA, где никто ничего не знал и все тыкали наугад. Иногда и друг в друга, чем-то острым. 

Зато не надо было тратить деньги и время на образование, на маркетинг, на выстраивание отношений…
 И это очень удобно. Вед ьон даёт нам возможность просто брать и делать, не думая, не зная, не анализируя то, что было в прошлом, не предполагая того, что будет в будущем. В нём, конечно, кухарки не смогут управлять государством, а вот стартапить – в легкую.

Posts from This Journal by “стратегия” Tag

Основная засада в том, что юзер, в кончном итоге, выберет самое дебильноное решение. Самое кривое, нелогичное и некрасиове. Наименее стильное. Самое поганое из в принципе жизнеспособных.
(Это я по IT сужу)
Если я правильно помню, рынок начала 90-х отличался от нынешнего дефицитом всего.
Да, тогда не было "ничего", сейчас "ничего хорошего". Т.е. приблизительно тоже самое, но на другом витке по спирали :-)
Любой стартап вынужден конкурировать с миллиардом трудолюбивых китацев.
А чтобы сыграло преимущество в качестве, надо раскручиаться. Потому что у китайцев все равно дешевле.
Если я правильно понимаю, это про разделение ЦА и выбор ниши.

Edited at 2018-02-12 08:18 am (UTC)
Красивые слова, чтобы свалить свою некомпетентность и тугоумие на условия внешнего мира.