"И рыба, и удочка" – новый продукт для малого бизнеса. Теперь в деталях.

Тема нового гибридного продукта для малого бизнеса я начал здесь. И, благодаря Федору Рагину, теперь у нас есть очень меткое определение для него - это "и рыба, и удочка". Они же и картина, и гвоздь, и молоток. Не просто концепции позиционирования, новые продукты и бренды, а они же, но с набором инструментария для дальнейшего развития в рамках совместно разработанной идеологии.

Итак, вот что у нас получается:

Шесть основных блоков не включая предварительного этапа постановки самой проектной задачи, когда, собственно, и определяется формат сотрудничества и наличие необходимых для этого общих взглядов. Далее:

Блок 1. Аналитика. Его цель – добиться понимания зачем мы работаем, для кого и какие нас ждут перспективы в будущем и с какие барьеры необходимо преодолеть. Собственно, на этом этапе мы должны понять наш рынок, нашего потребителя и наши возможности.

Блок 2. Концепция. (Наверное, его можно назвать и бизнес-моделированием). Здесь мы создаем параллельно будущий образ и нашего продукта, и нашего бренда. Основная задача – это понять, как выйти на наших покупателей, в какой момент что им рассказать о себе и, конечно же, как правильно предложить им свой продукт.

Блок 3. Образ. Начинается с визуализации и вербализации результатов предыдущего этапа. Эту работу я уже не раз описывал в блоге, но еще раз повторюсь: цель этого этапа – сформировать такое восприятие нашего бизнеса/бренда/продукта, чтобы донести максимально наглядно, быстро и без потерь все те потребительские ценности, которые мы постарались заложить ранее. А это не только картинка, но еще и язык общения.

Блок 4. Дизайн. Его цель – с одной стороны доведение образа до конкретных решений, воплощение в продукте, с другой – это формирование навыка работы с контрагентами: брендинговыми агентствами, дизайн-бюро, интерьерными и промышленными дизайнерами, копирайтерами, маркетологами-фрилансерами. На первый взгляд не слишком важный этап, но часто именно из-за недопонимания важности "следовать генеральной линии" мы имеем одну широко распространенную проблему – расфокусированность предложения и "недоинвестированность" образа (которая меряется не только и не столько в деньгах, как во впечатлениях). К самому дизайну мы подходим максимально широко, определяя его как "дизайн взаимодействия": это и сервисный, и промышленный, и цифровой, и интерьерный и графический дизайн.

Блок 5. Коммуникационная и контент-стратегия. Производная от третьего блока, это разработка концепции взаимодействия и продвижения ваших продуктов. Не только инструментарий и план, но еще и навык работы с контрагентами в области создания рекламных сообщений и разработки рекламных мероприятий. Очень важно решить ту же проблему, что и в блоке 4 – "не расплескать" собранные воедино преимущества и донести их до тех, кто еще не является вашим потребителем. По-возможности, донести максимально эффективно. А для этого надо готовиться заранее.

Блок 6. Это разработка и использование стандартов. То, что мы придумали и начали реализовывать на двух предыдущих этапах добавляется к результатам разработки концепции и формализуется в виде документов. Зачем? Как минимум для того, чтобы каждый раз при принятии решения, связанного как с развитием, так и с оптимизацией бизнеса, опираться на неизменный базис, собственную идеологию. С другой стороны – это информация для новых сотрудников компании, которая помогает им влиться в круг единомышленников. Ну и, конечно же, нельзя забывать о прикладном характере пособий по мерчандайзингу (правильно стоим в магазине, для торговых сил (правильно рассказываем о продукте) и иным гайдам (например, стандарте магазина или офиса).

Эти блоки расчитаны на первые 6-8 месяцев плотного взаимодействия, но являются "стержнем" продукта. Формальный подход помогает пошагово изложить материалы, но в любом случае возможны разумные углубления в те или иные темы в зависимости от специфики деятельности. Внутри каждого блока существуют несколько типов взаимодействия, которые я разделяю таким образом:

– "Работа агентства". Мы выполняем задание и обсуждаем с вами его результаты. При необходимости вносятся правки, проводятся дополнительные итерации.
– "Совместная работа". Мы вместе выполняем задание и приходим к единому мнению (безкомпромиссному), решение фиксируется клиентом
– "Работа клиента". Самостоятельно проделанная работа, ревизию которой осуществляет агентство. При необходимости вносятся правки, проводятся дополнительные итерации.
Так же существуют смешанные типы работ с доминированием либо клиентской, либо агентской работы. Например, создание Customer Journey Map – это работа, где агентство создаёт первую версию, а клиент дополняет её, но финальный вариант защищает агентство. Так же и наоборот, инструментарий для коммуникаций выбирает клиент, дополняет агентство, но окончательную защиту проводит клиент.

Для каждого блока выделяется время на проведение онлайн-консультаций и обучающих мероприятий (собственно, любую совместную или клиентскую работу предваряет бизнес-тренинг и/или комплект материалов для самостоятельного обучения + рекомендации для чтения). В добавление к этому – еженедельная видео/аудио конференция, пока из расчета 2 ак.часа., носящая консультационный характер. Переписка при помощи мессенджеров и e-mail мы ограничиваем только "разумными объемами".

Остальные 4-6 месяцев плановой работы – это взаимодействие на этапе внедрения изменений внутри компании. Оно происходит под присмотром агентства и даже совместными усилиями (если мы говорим, например, о работе с субподрядчиками).

Что в итоге? В результате вы получаете наш стандартный продукт. Но, во-первых, частично сделанный своими руками, что даёт глубокое понимание причинно-следственных связей. А это значит, что шанс довести идею до идеального воплощения - резко возрастает. А во-вторых вы получаете необходимый навык следующее подобное изменение провести самостоятельно. А оно в любом случае потребуется. Но и это еще не всё :-). Наверное, самый главный результат – это хороший вектор постоянного совершенствования собственных знаний в области стратегии и менеджмента, маркетинга и дизайна. Это моя сверх-задача :)

Теперь о главном. Для некоторых, конечно же.

Я уже озвучивал в Fb и сроки и приблизительную стоимость работ (и даже излагал своё видение альтернативных расходов).

Итого, это один год и ежемесячный платеж в размере 1860 евро (около 120 т.р.). Эта цифра, на которую мы должны выйти на следующий год работы. Она вызвала достаточный интерес и сейчас, но я считаю, что бета-версия продукта должна быть с дисконтом. Поэтому для первых клиентов ("первого потока") я готов предложить ощутимую скидку. Остальные детали (в т.ч. риски, связанные с курсовыми разницами) – предмет для обсуждения. Принципы оплаты простые: ежемесячный авансовый платёж, не включая подготовительный этап.



Posts from This Journal by “syndicated brands” Tag

Основная проблема в этапных работах - это нахождение и исправление ошибок предыдущих этапов. Что при передаче бразды правления клиенту становится достаточно нетривиальным вопросом.

И, опять же, про чеклисты. Чтобы клиент что-то мог сделать, надо не только болтать через скайп, но и предоставлять заготовки и образцы.
Это обязательно. И сами формы, и примеры, и методики работы.

По поводу этапов. Я, конечно, предпочитаю итерационный подход. Но не представляю как переложить его на подобный продукт и как можно заниматься такими вот "круговыми" итерациями, полностью в них не погрузившись. Всё-таки это продукт для иного взаимодействия.

При этом каждый блок предусматривает ревизию и корректировку предыдущих наработок. А последний этап, сам процесс "написания книги" (который мы обсуждали не так давно), еще раз помогает всё финально систематизировать и структурировать. Т.ч. смотреть назад всё равно придётся. Без этого всегда велик шанс уйти не туда.
Итерации не круговые. По мере движения вперёд всё должно уточняться, то есть объём изменений должен уменьшаться. Если нет, система идёт в разнос и надо менять что-то фундаментально.
У кого итерации не круговые? Суть именно в том (в нашей работе), чтобы за один "проход" ухватить все аспекты: продуктовые, коммуникационные, технологические, логистические и т.д. И с каждой новой итерацией они уточняются. По мне - это круг.
Круг - это возврат в ту же точку. Хотя бы сходящейся или восходящей спиралью можно назвать.

Edited at 2017-01-14 12:04 pm (UTC)
Ок, спираль точнее :-) Я это в обиходе называю "наведением фокуса" :)
У Вайнберга сравнение с поисковой партией (на вертолёте), движущейся в тумане по звуку и нечётким ориентирам.
Я так понимаю своим математическим мозгом, что речь идёт про сходимость процесса.
Ага. То есть и от нас был прок и польза для SB.
;-)
Ну, мы с вами много всего опробовали интересного :-)
Но да, право первооткрывателей - у вас, однозначно.