Время, подходящее для изменений

Не секрет, кто консультанты призываются в организации тогда, когда компания находится в кризисном состоянии. Это не обязательно экономический спад: кризис может быть связан с попытками трансформации компании, с отсутствующим целеполаганием или видением, с достижением ранее поставленных целей. Тогда цель консультаций с отраслевыми или даже над-отраслевыми экспертами – это преодоление трудностей. Но если мы говорим об обучающем консалтинге или коучинге, то период кризиса в компании – это неподходящий для подобных процессов момент.

Если же мы говорим о развитии потенциала организации и сотрудников, то максимально эффективная отдача от этого процесса появляется лишь когда компания находится в благоприятном рыночном положении. Это не раз проверено практикой, ошибки учтены и выводы сделаны. Когда компания катится под откос или приближается к такому состоянию, бесполезно показывать ей картинки будущего и пытаться перепрофилировать бизнес. Качественные изменения, что я уже не раз повторял, происходят на стадии роста. В самый благоприятный момент для бизнеса, когда он не сфокусирован на исправлении прошлых ошибок.

Возможно, это звучит очень странно, зато честно. Если вы занимаетесь оптимизацией бизнес–процессов и повышаете эффективность работы организации, сокращаете издержки или пытаетесь выйти на новые рынки, решая проблему падения продаж – то время заниматься собственным будущим самое неподходящее. Конечно, во многом это зависит и от отношения к текущему бизнесу и можно найти исключения. И, разумеется, "лучше поздно, чем никогда". Но я говорю о максимальной эффективности подобных работ.

Только когда текущие задачи не отрывают от процесса получения знаний – происходит рост. Именно поэтому многие образовательные программы оказываются такими неэффективными. Это далеко не всегда нежелание "взять" получаемую информацию. Это, скорее, нехватка времени на её анализ и усвоение для дальнейшего применения. И, что парадоксально, чем проще получаемая информация, тем реже доходит до её практического применения (вспомните недавний пост о бизнес-тренингах, возможно ответ именно здесь). Наглядные и очевидные вещи испаряются из головы куда быстрее, особенно под гнётом "текучки".

В этом отношении процессы менторства/наставничества, когда обучающий специалист принимает участие в рабочих процессах компании и обедает вместе с персоналом – конечно спасают ситуацию, но решают ли они главную задачу? Мы опять упираемся в тот факт, что полученные полезные знания и новаторские идеи (пусть так), мгновенно уничтожаются под прессом тактических задач – не остаётся времени на глубокое осмысление и изменение собственного видения. А без него – никуда. Потому как основная задача такого сотрудничества – это изменение мышления: marketing thinking или design thinking, не важно как вы это назовёте. Важно, что вы начнёте оперировать другими категориями, что и сформирует в конечном итоге и ваше уникальное ценностное предложение, и ваш образ, и ваш рынок. Подобная помощь на практике оказывается очень полезной... но опять же, в случае, если компания не находится в глубоком процессном кризисе.

Наверное, я не должен был бы этого писать, особенно на фоне попыток внедрения нового продуктового предложения, ориентированного на бизнес, который в подавляющем своём большинстве находится в "процессной пропасти". Но с точки зрения репутации (моей) – это правильное решение. Продукт, который сейчас мы создаём для малого и среднего бизнеса, на мой взгляд отвечает его потребностям. Но он не будет панацеей и не вытащит компанию из кризисного состояния. Другое дело, что задача подобных продуктов, как и обучающего консалтинга вообще – это не дать попасть бизнесу в такое состояние.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

Попытки применить знания, полученные на очередном тренинге, напоминает прогресс болезни Альцгеймера. Заряженные информацией чуваки на глазах превращаются в тех же самых людей, которыми они были до тренинга, под действием системы, которую они сами и создали.
Хороший ресурс для будущих эрудитов, но никчемный для предпринимателей.
Поэтому бизнес-тренинги и бессмысленны. Процесс получения знаний и навыков, которые можно применять и делать это успешно - это процесс последовательный и долгий. Как изучение языков или игры на музыкальных инструментах. Никто не предлагает этому научить за двухдневный или даже недельный интенсив.

Edited at 2017-01-14 09:43 pm (UTC)
Почему же не предлагают? Ещё как предлагают!
Люди хотят верить в то, что это возможно ) ну раз хотят - нате )
А вообще, то что вы задумали, по идее, должно реализовываться в ВУЗах.
ВУЗы сейчас предлагают весьма богатую программу обучения с абсолютно адекватными и современными знаниями. Но во-первых, это специализированные ВУЗы, а предпринимателей с экономическим образованием – мало; во-вторых, между просто знанием и опытом практического применения может быть радикальная разница.

Многие инструменты и полезные модели хороши и удобны для изучения и тренингов, но к бизнес–рутине совершенно не приспособлены. И это проблема не только самих моделей, но и рутины :-)