От анализа к дизайн-мышлению

Недавний, и резонаннсный (что для меня не удивительно) кейс Precision Fidelity стал для нас первым опытом практического применения "дизайн–мышления" в наших проектах. Хотя, честно говоря, к самому термину у меня есть определенные претензии. Прежде всего – в нём нет смысла. "Маркетинговое мышление", "антропоцентричное мышление", "предпринимательская способность" и т.п. – это всё синонимы. Потому как будет либо такое мышление, либо производственное, ведующее к краху бизнеса.

Т.е. наличие подобного мышления – это повод к развитию бизнеса и росту. Его нет – нет и бизнеса. Конечно, на фоне активного использования внерыночных инструментов и дефицита в большинстве отраслей – подобный подход к бизнесу кажется чем-то особенным. Но на самом деле это единственно верный и совсем не уникальный способ создания новых продуктов. А вся шумиха вокруг инновационности "дизайн–мышления" – это лишь стремление привлечь внимание аудитории, щеголяя новым термином. И если вы изучая подобные вещи (добавим сюда еще дизайн-менеджмент и Тима Брауна) открываете для себя что-то новое – у вас были реальные проблемы с предпринимательством. Т.е. вы не знаете азов. И хорошо, конечно, что теперь эта проблема решена.

В чём суть дизайн-мышления? В замене аналитики творческим подходом. Встречал определение "дизайн-мышления" как метода разработки продуктов, ориентированного на пользователей. Честно говоря, не понял, на кого еще может быть ориентирован продукт. Т.е. мы имеем дело просто со здравым смыслом, что отмечают, надо отметить, многие специалисты в этой области. Сам же процесс очень хорошо описан вот здесь, например. Весь маркетинговый здравый смысл собран 6 этапов и наглядно расписан. Но замените заголовок на любой другой из упоминаемых в первом абзаце – и ничего не изменится. Так и надо работать. И не суть важно, как называется процесс.

Но что ему противопоставляется? Маркетинговая аналитика. Т.е. мы не общаемся с потребителями, а работаем с цифрами. Оцениваем доли рынка, проводим конкурентный анализ, выявляем тренды и заполняем пустоты. В бытность мою на "Парнасе" помню, что это было один из любимых методов расширения продуктового портфеля – находить и затыкать бреши в продуктовых матрицах конкурентов. И, надо сказать, это способ очень популярный. Он даёт ответ на вопрос, "чтобы такого сделать, что не сделали конкуренты", особо не акцентируясь на причинах, почему конкуренты это не сделали: не было ресурсов или не было спроса. Отсюда появляются огромные ассортиментные портфели с отсутствующими продажами по большинству позиций.

Поэтому и получается – можно сколь угодно объявлять "дизайн–мышление" бессмысленным или, как я писал выше, просто еще одним способом донести информацию о том, что в бизнесе рулит прежде всего здравый смысл... Но цель – всегда благая. Донести до еще не окрепшего бизнеса, к которому можно отнести малое предпринимательство и старт-апы, что без эмпатии, как базиса, существование бизнеса невозможно. Вы можете ставить какие угодно финансовые цели и бравировать избитой ошибочной формулировкой "цель бизнеса – извлечение прибыли", но не пройдя через этап понимания чужих потребностей (потребностей ваших клиентов), вы потерпите фиаско. Именно поэтому история бизнеса полнится историями, когда клиенты становились конкурентами, чувствуя неудовлетворенность от опыта взаимодействия.

И пусть этот подход называется как угодно, главное – применять его на практике. Тогда и мир будет чуточку лучше, и прибыль выше.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…