Внутренние враги малого бизнеса

Одна из самых тяжелых ситуаций на рынке сейчас у малого бизнеса. Это факт. Проблема только в том, что она никогда не была легкой. Кризис это, стагнация или бурный рост – всё равно малый бизнес и индивидуальные предприниматели только и занимаются тем, что сводят концы с концами и ищут дополнительные возможности заработать. Даже учатся этому постоянно, посещая лекции, конференции и семинары. Даже внедряют... и продолжают сводить концы с концами.

Почему так происходит – написана сотня статей, десятки книг, рассказана тысяча историй. Но мир таков, что пока ты не попробуешь на себе, не сделаешь никаких выводов. Не научишься. А если и сделаешь выводы и даже научишься – есть очень большой шанс того, что выводы будут неправильными, а знания – ложными. Точнее, субъективными и оценочными. Ведь в каждой из историй провала можно услышать рассказ о поставщиках, налогах, проверках, ужасных покупателях, правительстве, экономике, мировой закулисе... Обо всём, кроме "ты–знаешь–я–сам–виноват".

Но уже прошедшие через малый бизнес – это лишь одни. Есть еще и другие. Те, кто методично совершают ошибку за ошибкой. Повторяя раз за разом одно и тоже действие, приведшее к провалу в прошлом, но с надеждой на то, что в будущем они приведёт к успеху. Так "случайно успешные" становятся "бывшими". И таких – 9 из 10.

Мы знаем, что путь к успеху состоит из ошибок. Но вот в чём сложность – успех, это не результат повторения ошибочных действий. Успех – это результат проб и ошибок, которые всё время разные. Не повторяя свои старые ошибки, а допуская каждый раз разные компании и люди добиваются успеха. Я не знаю ни одной успешной истории, которая бы начиналась и бодро продолжалась всё время. Взлёт, стагнация, провал, поиски себя, сокращения темпов роста, осознание рутинности, поиск целей и последовательное, поэтапное и плавное развитие – эти этапы переживает каждый предприниматель. И каждый раз меняя, экспериментируя, допуская ошибки, которых раньше никогда не совершал.

К сожалению, даже этот подход толкуется чаще всего превратно. Раз я не достиг успехов в продажи джинсов, начну торговать обувью. А еще лучше, добавлю к ним ремни, перчатки, часы и средства для мытья посуды – уж что-то наверняка "выстрелит". Только вот "выстрелит" – это через пять лет, а деньги нужны прямо сейчас. Или, если деньги уже появились, тем роста нужно сохранять такой же. Падают со 120% в год до 30% – всё, пора слезать с темы... Но про нетерпеливость и я, и многие другие уже писали. И именно это – самая типичная ошибка.

Я не знаю ни одной успешной компании (под успехом я понимаю стабильное состояние, собственный рынок и гармоничный рост), где скорость принятия решений стало основой успеха. Важно принимать правильные, а не быстрые решения. Даже на супер-быстром рынке IT-продуктов "первые" и "быстрые" получают пусть и внушающие уважение, но случайные доходы. Но если мы говорим о бизнесе, то мы говорим о системности, о постоянстве. То, чего не присутствует в стартапах, зато с запасом у тех, кто их покупает. Но у индивидуального предпринимателя с парой магазинов нет такой перспективы – его не купят. Потому как покупают не компанию, а рынок, клиентов. А если в вашу фирму можно обратиться за всем сразу (т.е. непонятно за чем), то где взять предмет торга – защищенную от других рыночную позицию и покупателей, которые предпочитают ваш продукт любому другому – т.е. имеют привычку потреблять вас?

И разве в этом есть вина контролирующих органов или макроэкономических потрясений? Нет. Случайный успех крайне высоко поднимает самооценку, а осознание того, что ты создал "действующий бизнес" – многих делает экспертами в области бизнес-логики и маркетинга. Но это далеко не так. Критерий успешного бизнеса – стабильность его доходов и... малая чувствительность к изменениям цены. Конечно, речь не идет о потрясениях, который российский бизнес испытал в 14-15 годах, это исключительные случаи. Но время адаптироваться и принять правильные решение – было. Вопрос лишь в том, на сколько они верные.

Мы говорим, что малый бизнес и индивидуальное предпринимательство на грани выживания и находится в постоянной борьбе за выживание. Но проблема в том, что большинство врагов у бизнеса вовсе не внешние, а внутренние. На "внешних" легко списать свои неудачи. Но виноват в них прежде всего тот, кто сидит внутри нас. Хотя это очень тяжело осознать.

Tags:

Recent Posts from This Journal

Успех — это способность двигаться от одной неудачи до другой без потери энтузиазма! :-)
Сергей, а когда будет про колонки PF?
Тему про колонки PF сами развивают. Думаю, они уже не озвучат, а покажут в ближайшее время.
Мы пока её обошли стороной в своих материалых, но цель и концепт тоже визуализировали в рамках работы :-)
Люблю консультантов. :-) Красиво, конечно, но не совсем честно.

Проблема малого бизнеса в относительно большой цене для ошибки. Все понимают или чувствуют, что выбор только между медленной стагнацией или изменением. Но, если крупная компания может ошибиться десятью процентами оборота сравнительно безболезненно, то для мелкой приходится рисковать половиной, или же эффект начинания будет настолько незначительный, что лучше и не пытаться. Не говоря о том, чтобы купить конкурента.

И в этом случае стабильность, которая обеспечивает двадцать лет медленного затухания экономически может быть более оправдана, чем игра в рулетку с неизвестным исходом.
Вот еще один пример типичной отмазки, забыл про него :-)

Это вопрос непомерных амбиций, недальновидности и неумения адекватно оценить как риски, так и выигрыш. И размер бизнеса здесь ни при чём. Иначе ни о каких подрывных инновациях разговоры никогда не велись бы.
Подрывные инновации - это ещё более рулетка. Просто выживает один из ста, а чудо совершает один из тысячи.

Сидит грустный-грустный предприниматель перед рулеткой. Вбегает консультант:

- Будь смелее! Поверь в себя! Ставь на красное!

- Сколько ставить?

- Всё ставь! Сейчас как раз момент подходящий! Весь банк загребёшь.

Колесо крутится, шарик катится, выпадает чёрное.

- Эх, чёрт. Не повезло. Но у меня ещё много крутых идей!
Это анекдот про идиота и консультанта. Мне кажется, все закономерно.

И про один из ста / тысячи тоже тоже справедливо. В малом бизнесе выживаемость похожая. Но вот в чём штука... почему-то выживают те, кто работает, а исчезают те, кто зарабатывает. Вот как так? :-)
Не так, конечно.

Смотреть для бизнесмена надо денежный поток. Если фирма проработает двадцать лет, медленно затухая, но при этом доход будет, хоть и уменьшающимся, но стабильным, то гораздо правильнее выжать её всю, выводя деньги на личный счёт, чем пытаться трепыхаться.

Например, у нас есть десять лет господдержки и мы видим, что в плюсе фирма только по той причине, что государство добавляет. Правильная тактика: держать фирму на плову с нулевым выходом.
"Правильно" у всех разное, это уже личное дело. "Неправильно" у все больно похоже :-)
как с меня писали... это статья сделала мой день. спасибо.