О неприменимости бизнес-инструментов

У художников есть свой стиль. Свой стиль есть и у управленцев, и у бизнес-писателей, и у дизайнеров... Это хорошо и узнаваемо с одной стороны. Но с другой, чем дальше ты от искусства и ближе к товарно-денежным отношениям, тем больше стиль, собственная точка зрения и субъективное мнение ограничивают тебя же в принятии решений.

Я часто (если не всегда) пишу в ультимативной форме. Потому как писать о том как хорошо когда хорошо и о том что всё плохо если плохо – можно, но не интересно. Резкие формулировки порождают дискуссии, в рамках которых и возникает понимание поднятной проблемы и её решения. И чем острее дискуссия, чем противоположнее мнения – тем, на мой взгляд, интереснее. Но это касается обсуждения каких-то концептуальных идей и решений, способов и инструментов. При этом радикализм суждений, на мой взгляд, должен присутствовать на словах (добавляя им остроты), но не в делах. Agile или waterfall, итерационный или последовательный подход, перфекционизм в продукте или фокус на MVP, имидж или функция – в реальной жизни при решении бизнес–задач нельзя, на мой взгляд, придерживаться чего-то одного. И Сэт годен, и Филипп (Котлер, разумеется). Среди них мало кто ошибся фатально. Но всё зависит от конъюнктуры и потребностей. Нет какого-то единого знания, формулы, концепции – приводящей к успеху компании или продукта. Всё зависит от личной, субъективной цели. А она, как правило, иррациональна по своей природе. И следование ей заставляет порой принимать ультимативные и рискованные решения, излишне усложнять или упрощать процессы, игнорировать очевидное, надеяться на чудо. Т.е. вести себя неправильно, впоследствии рационализируя собственные достижения и вуалируя неудачи. Точно так же ведут себя и те, кто подобные концепции придумывает: мы видим лишь одну сторону медали. Потому как вторая – не продаётся.

Именно поэтому одно из самых полезных упражнений – это критическое рассмотрение популярных подходов, инструментов, советов. Не из-за мерзкого характера, портящегося с годами, а с целью выявить то, что утаил автор или не развил в своих размышлениях. Но цель такого подхода (если он не коммерческий) – не убеждение в ложности одних инструментов и эффективности других, а лишь трезвая оценка условий их применения. По крайней мере для меня – всегда так. Риторическое противостояние вовсе не означает практической неприемлимости. Это всего лишь исследование, расширяющее кругозор и дающее необходимую гибкость. Пусть и поверхностную порой.

А в гибкости – секрет успеха. В умении для решения каждой задачи выбрать свои инструменты. Для этого нужно знать их все. Со всеми достоинствами и недостатками. Это, конечно, идеальная картина. Но помните цитату Козьмы Пруткова про специалиста, который флюсу подобен? Такие специалисты нужны, но если ты претендуешь на имя дженералиста (каким должен быть любой управленец в современных условиях) – поможет только максимально широкий и глубокий кругозор. И дело не в количестве прочитанных книг или изученных кейсов – дело скорее в способности (или таланте) смотреть на решение задачи сразу с нескольких сторон, оставаясь беспристрастным по отношению к инструментарию :-)
Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…