Велосипед или скутер – будущее, которое вместо компаний определили потребители

Казалось бы, почему производители не создают электрические скутеры (мопеды). Маленькие и юркие, ставшие неотъемлимыми атрибутами больших городов с теплым климатом и в Азии и в Европе – электрические скутеры могли бы быть находкой для многих городских жителей. И действительно, всплеск интереса к мелколитражным мопедам на электрической тяги был.... в 2008-м году. Концепции были представлены и Mini (да-да, тем самым), и Smart и многими компаниями. Но в итоге по-прошествии почти восьми лет мы имеем только Gogoro из Тайваня и весьма спорный ME из Италии. Первый - это настоящая мопедная Tesla, второй - какой-то неоднозначный. Но где же все остальные?

Ответ прост, но неблагозвучен. E-bike. В процессе изучения рынка и потребностей выяснилось, что в развитии темы электрического скутера, который является весьма дорогим (от 3 до 5 тыс. евро) удовольствием нет особого потенциала, а вот электровелосипед (ебайк, простите) – и дешевле и востребованнее. Это как раз тот самый clean design, sustainability, eco-friendly и healty-lifestyle повлияли на размышления производителей.
Дешевизна электровелосипеда относительна (это 2,5-3 тыс. евро, пока) - т.е. он стоит в два-три раза дороже обычного, традиционного велосипеда хорошего качества. При этом, на сколько я понимаю, суть вовсе не в том, что ты не крутишь педали. Нет, это обычный велосипед, который помогает тебе крутить педали, "добавляя" усилие через электродвигатель. Это удобно при дальних поездках или, например, в местах (городах) с выраженным рельефом местности.

Но вот что любопытно. Две альтернативы. Два направления, из которых первое (e-scooter) технологичнее и инновационнее, а второе (e-bike) полезнее для здоровья. Добавленная стоимость и маржа производителя – сравнимые, но пока победу одерживает тот продукт, что выглядит "здоровее" и приносит больше пользы человеку и менее вреден для окружающей среды. Понятно, что это пока продукты для небедных горожан, а велосипеды требуют еще и особой инфраструктуры, чтобы ими стали пользоваться. Но сложив вместе все непроизводственные факторы, которые не подвержены влиянию производителей, общество само выбрало "тренд" и сформировало его, потребитель не просто повлиял на производителя, а сделал однозначный выбор, преодолев маркетинговое давление. Хотя сопротивлялись ли ему производители? У Smart было два концепта, но в производство пошёл второй, велосипед. По цене скутера. Точнее даже, по цене подержанного городского автомобиля.

Так работает забота о здоровье и окружающей среде, щедро подбадриваемая европейским налоговым законодательством :-)





Recent Posts from This Journal

Отвлекусь от "идеи", к реалиям улиц. Пока велодорожки проложены лишь в речах градоначальников, нынешнее лето совсем не балует погодой. Видимо поэтому в каждый светлый день я вижу огромное количество велосипедистов. Да и самому приходит на ум доехать до ужина в ресторане на велике, чем можно совместить недостаток фитнеса и дисконт на бензин.

В итоге в этот сезон хит парад проколотых шин возглавляет следующие день за Алыми Парусами - 3!!!!!!! раза на маршруте от площади труда (особняк Когана) до Наличной улицы (Васильевский остров) . Финансовые потери - 3* 250 руб = 750 руб камеры. и 210 *3=630 руб работа по замене. Итого 1380 руб. + 2 часа пешком с велосипедом до сервиса. Горите в АДУ выпускники со стеклянными бутылками в руках.

Это не считая прогулок по парковым зонам - Ветеранов, Сосновка и Мориса Тореза по одному проколу.
В стране черных седанов еще долго ждать и того и другого. Это скорее для повышения "теоретического уровня" пост :-)
Так может стоит уже потратится на антипрокольные покрышки? 1380 рублей это уже половина такой покрышки...

Купите нормальную резину. За 3 года проехал чуть меньше 10 000 км. 1 прокол и то по собственной глупости.

вы уже со Смарта на скутер пересели? )))
А дело не в местах хранения?
Велосипед вполне помещается в квартире.
Там где развит велотранспорт - рядом с домами и офисами есть специальные места. Много где даже крытые. А для квартир есть складные варианты
Думаю что для города - и велосипед слишком громоздок. Нормальный личный транспорт в условиях города должен легко складываться так, чтобы вместе с ним было можно быстро залезть в транспорт общественный.

То есть складной самокат (можно электрический, но тогда надо вписать в 6-8 кг аккумулятор на 20-30 км пробега), скейтборд (с теми же ограничениями), моноколесо, поперечный гироскутер.



Edited at 2016-07-13 01:00 pm (UTC)
Гляньте модели от Стриды и Дахона. Оба производителя специализируются именно на складных велах. У повседневного транспорта должны присутствовать несколько обязательных возможностей, среди них перевозка ежедневных мелких покупок (багажник или корзина) и возможность парковки возле любого столба.
На мой взгляд потребность в парковке это шоу-стоппер. Имеет шансы на успех только тот транспорт, который вообще не нуждается парковке, и когда он не несет владельца на себе - переносится владельцем.

Транспорт с багажником или корзиной - это для деревень и мелких городков. В крупных городах ежедневные мелкие покупки все равно придется таскать в рюкзаке, потому что все равно нужно вместе с транспортом лезть в метро или трамвай.

Это, конечно, было бы идеально. Когда-то появится и такое техническое решение.
И еще один момент - не все носят рюкзак.
Этих технических решений уже полно. Правда, популярность они завоевывают постепенно.

А с рюкзаком такая проблема что если хочешь рулить на самокате или гироскутере - руки должны быть свободны. Так что хочешь не хочешь - надо рюкзак.

Edited at 2016-07-14 06:08 am (UTC)
Самый в этом обилии продвинутый вариант - это Brompton. Но если нужно и на автобусе, и на велосипеде - то проще, конечно, сразу на автобус :-)
Во-первых, общественный транспорт - это в первую очередь не автобус, а электричка или метро. Во-вторых сразу на автобус - не проще, потому что нет тех автобусов. До станции метро или электрички - километра 2-3 и эти 2-3 километра надо на чем-то преодолевать.
Вот поэтому проблемы общественного транспорта и решаются не просто. И велосипедные дорожки - решение далеко не самое эффективное с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, мопеды/скуттеры куда проще, казалось бы – на них можно по автомобильным дорогам передвигаться.

А с остальным - парковки, sharing и так далее. Любой складной велосипед весело и задорно таскать не получится.
В Амстердаме уже проблемы с велопарковками. То есть даже велосипеды занимают в городе слишком много места, чтобы можно было всем людям на них ездить (Амстердам к этому подошел довольно близко). Понятно что мопеды и скутеры в этом плане еще хуже, так как занимают на парковке больше места.

Идеальным транспортом был бы электроскейтборд (его не надо складывать-раскладывать) но у него слишком маленький диаметр колес, а значит он требует слишком ровной поверхности.
Не знаю как в Европе, а в Москве из-за этой идиотской плитки и на 20-см колесах не слишком комфортно.
Амстердам с этой проблемой борется уже 400 лет. Там в 17 веке (или в 16?) уже ввели одностороннее движение по улицам. Но пробки из велосипедистов и проблемы с парковкой велосипедов - это да, серьезно. Остается только движение по траволаторам, как решение :-)
Пока производители предлагают нам совсем негодные варианты эаводских электровелов.
Топовый спортивный обвес (дорого и ненужно для повседневной езды), встроенная электроника типа навигаторов (смартфоны с навигационным ПО есть у 90% населения, купить крепление на руль - копейка), отсутствие креплений для багажника (куда сумку девать?), крыльев (как ехать по сырой дороге?) делают заводские образцы весьма сомнительными для повседневных поездок.
Ну, например, Gazelle van Stael, Creme, Electra, Achielle - делают вполне себе повседневные модели. Или Faradays американский. А Smart Ebike - он так, для красоты )
Все эти ребята наверняка отличные инженеры, но живут они где-то в 60-70х, ничем иным такую любовь к ретро объяснить я не могу =)

Наткнулся тут на решение, которое подойдет всем:
https://www.youtube.com/watch?v=9BMcks55vfE
Красивая версия, если бы не законодательные, технические и экономические нюансы.

1) Говорят, в некоторых землях Германии e-bike от e-scooter отличают законодательно так: разгоняешься только когда крутишь педали, это e-bike, можешь разогнаться на моторе - e-scooter. Для последнего нужны права, регистрация и номера.
В других странах Европы законодательство помягче, но права и номера для скутеров есть повсеместно, а это отрезает значительную часть покупателей. Выигрыш за и-велом: купил, сел и поехал, даже если ты без прав.

2) С технической частью тоже все сложнее. Классический e-bike, это от 250 до 500 кВт мотор и батарейный блок на 6-10 А.ч (200-500 Вт.ч). Максимальная скорость около 30 км/ч. Запас хода минут на 30-40.
Если мы говорим об электро-скутерах, то все параметры приходится повышать. 50 км/ч это уже ожидаемая скорость. Запас хода 60-100 км. Требуемая мощность двигателя, от 1,5 - 2 кВт. Аналог, к примеру, младшие 50-ти кубовые модели Vespa. Как следствие - увеличивается емкость (минимум в 5-6 раз), размер и вес батарей (добавляем 10-20 кг к весу аппарата). Плюс, все привыкли, что скутера двухместные, а это значит, что вес пользователя удваивается при расчетах.

3) Если разбирать аппарат со стороны стоимости, то самая дорогая часть у электро - батареи. Если посмотреть на разницу между стоимостью e-bike и e-scooter, то большая часть этой разницы стоимость более емких батарей. Значит по цене электрод-скутер проигрывай всем конкурентам: и обычным (бензиновым) скутерам, и подержанным малолитражкам и электро-велам.

4) В дополнение потребительские нюансы: увеличилась емкость батарей, удлиняется время зарядки. И в отличии от велосипеда, если заряда нет, то только катить или искать розетку.
БОльший вес и габариты не позволяют занести в квартиру, надо решать вопросы с хранением и защитой от угона.

Вот и вся "забота о здоровье и окружающей среде"

Edited at 2016-07-13 04:28 pm (UTC)
Ок. Но с точки зрения потребителя все проще:
1) До 50 кубиков практически ничего не надо, номера ок, важнее другое - налоги, которые надо платить за любой скутер и не надо на велосипед
2-3-4) Разница в цене между обычным скутером и и-байком практически отсутствует (те же 1800-2500 евро). Скутер со стоимостью в 5000, пусть и электрический, это уже слишком. А технические детали - это уже проблемы не потребителя, а производителя. А вот с точки зрения обездвиживания - согласен, велосипед удобнее. Но как правило, и те и другие не рассчитаны на длинные забеги, а в городе с зарядкой проблем все меньше и меньше. В этом отношении очень интересен gogoro - к самому скутеру еще и система зарядки (обмена батареями) и развитие продаж сразу с инфраструктурой - это попытка решить ту самую проблему.

А "здоровье и окружающая среда" – это то красивое оправдание, которое всегда можно привести окружающим. Рабоча легенда, лишь стимулирующая спрос :-)
Я и старался обосновать мысль, что за красивым оправданием и потребительским выбором "тренда" могут лежать прозаичные финансовые или потребительские особенности.

В "стране черных седанов" не надо волноваться, если у тебя меньше 50 кубиков или 2 кВт. Но это пока.
Про права для мопедов уже тему обсуждают.
В Европах, если хочешь на дорогу общего пользования - будь добр, получи права и номера. Налоги не большие, ими можно пренебречь. Кое-где электро-транспорт идет и по 0-й ставке.

Технические детали - это проблема производителя, но на технические параметры потребитель смотрит внимательно. Может не всех интересуют такие параметры, как мощность мотора и емкость батареи, а максимальную скорость и примерный пробег вынуждены указывать самые скрытные производители.

И тут в полный рост встает стоимость аккумуляторных ячеек. При сопоставимых пользовательских свойствах, это $300 за 9А.ч для велосипедов и $1300 за 60 А.ч для скутера. Как только будет прорыв в этом направлении, тема электро-скутеров вернется активно в разработку.
А пока нужно что-то, что может оправдать завышенную (бензиновой версии) цену. Это либо "хипстерский" ME, либо "топовый" gogoro, либо "настальгичный" Cezeta 506.

Время зарядки важный параметр, но не настолько. При всей доступности розеток 30-40 минут это много, для текущего уклада. Но, как показал пример Теслы, потребители могут сменить свой уклад. Интерес к быстрой смене батарей, у владельцев электромобилей, оказался незначительным.
Посмотрим как все пойдет у gogoro. Единственный нюанс - у них два блока батарей.
В Китае электрический скутер стоит от 400 долларов. Поэтому тут на них все и ездят. Я не понимаю, почему нельзя контейнер привезти и продать по 600 долларов.

У нас в маленьком городе дистанции небольшие и такого скутера вполне хватает на пробег дом-работа-магазин-дом. Во многих многоэтажках внутри, на первом или подземном этаже, парковка для скутеров с местами для зарядки. По-моему, до 30 км аккумулятор тянет. Вот только эти засранцы, экономя батарею, ночью без света преимущественно ездят. И вообще, где хотят, - навстречу по левой полосе; наискосок, не глядя назад; по полосе для авто, при том, что у них своя отделенная широкая дорожка есть.