Увидеть будущее мешает опыт

Совсем недавно я общался с интересным человеком. Крутая компания, почти тридцатилетняя история на рынке, опыт, уважение, клиентская база... и уходящая перспектива. Ситуация ровно такая же, как произошла сто лет назад с автомобилями (точнее, с лошадьми), потом с рынком стенографии, услугами телефонисток, пошивом одежды, нефасованными продуктами... список можно продолжать бесконечно. Рынок развивается так, что как бы ни были эксклюзивны твои услуги, на рынке всегда найдется ниша, внутри которой какое-либо типовое решение будет полностью удовлетворять потребность. Собственный портной против H&M. Кузовное ателье против Toyota. Вопрос лишь в том, как не просмотреть тренд на рынке, как не пропустить подрывную инновацию, которая не оставит камня на камне от твоего бизнеса.

Вся проблема в том, что сложнее всего это сделать тем, кто обладает знаниями, опытом и репутацией на существующем рынке текущего продукта. Большие против маленьких, старые против новых, зрелые против молодых. Дело не в зашоренности или корпоративной памяти. Дело не в производственном мышлении или просто самонадеянности. Нет. Просто такова наша природа: чем старше мы становимся (и как люди и как бизнес), тем большими стереотипами мы обрастаем. Мировоззрение приходит с опытом, становится позицией и... сужает восприятие. "Я знаю как будет лучше" – и действительно это правда. Только вот в чём проблема. Если у тебя 30-летний опыт строительства домов из кирпича, ты лидер своего сегмента. Но когда потребители переключаются на дома, построенные по каркасной технологии (дешевле, быстрее, эффективнее) – тренд не только в смене технологии. Чаще всего смена технологии производства является следствием смены потребительской парадигмы – просто требования к дому стали иные и дом из камня, построенный "на века" уже никого не интересует... Примеров тому – достаточно. Так не почувствовала эту смену Nokia, Evernote, Sony, GM... А ведь это по-настоящему крутые и очень опытные компании. И дело не в их неподвижности, дело в другом.

В том, что они оперировали лишь технологическими факторами конкуренции. Т.е. пытались словами Форда предложить "более быструю лошадь". Одно время назад так делали производители смартфонов, но, кажется, вовремя остановились. 7-ми дюймовый Galaxy или iPhone никто из рукава не достанет, надеюсь. Потому как не технические характеристики, а опыт потребления определеляет успешность того или иного продукта на рынке. А вот опыт производства, который сосредотачивается на "количественных инновациях" и помогает становиться всё круче и круче в своём деле – может сыграть дурную шутку. И вы станете лучшим производителем никому не нужного продукта на рынке. Почему? Да потому как с высоты собственного опыта производства (оказания услуги) не заметили смену способа удовлетворения потребности. Как в примере с домами – не кирпич плох, а люди изменились. И то, что измеились люди – можно осознать только "снаружи". Посмотрев над отраслью, над рынком.

Но опять - чем больше твой опыт, тем сложнее это сделать. Потому как с высоты собственного опыта очень просто оценить рыночных игроков, а не рыночные тренды. И этим и занимаются. Поднимаются над отраслью и выискивают недостатки и слабые стороны конкурентов там, где нужно искать новые формации потребителей. Ведь именно опыт позволяет быстро вынести суждение о профессионализме игрока в собственной отрасли, оценивая его технику, технологию, организацию, и сравнивая их со своими. А потребители? Благодаря опять же собственному опыту – потребителей достаточно в собственном окружении. Репутация и уважение дают легкий путь получения их мнения... И, конечно же, они с радостью подтвердят верность однажны выбранного вами пути... Всё – бизнес в ловушке. Довольные покупатели подталкивают вперед, оценка рынка подсказывает, что вы лидер.

Именно так и гибнут великие бизнесы, не говоря уже об остальных.

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Сергей, вы отлично написали) мне кажется это проблема не только в возрасте...если человек привык к "стабильному бизнесу" ему сложно воспарить, оглядеться над рынком. Он по привычке считает конкурентов, продумывает стратегии в этом русле. А вот выйти из "привычного" в "непривычное"...это талант)) Интересно, что Вы ему посоветовали?


Edited at 2016-06-30 08:12 am (UTC)
В некоторых случаях совет может быть один: подготовиться и вытащить из рынка столько, сколько возможно (не рискуя репутацией, конечно), параллельно начав искать себе другое применение. На мой взгляд, это нормальный совет :-)
Evernote жутко неудобный неповоротливый, заставляет делать ненужные раздражающие телодвижения, да еще и не бесплатный, если юзать не нескольких устройствах
Разве нет?
Хм. Насчет неудобного и неповоротливого поспорил бы. А про небесплатность более двух устройств узнал из письма только что. Теперь стало понятно.
Оценка субъективная, конечно, на мой вкус, слишком много лишних движений для добавления заметки
Но, более методичным и аккуратным чем я это даже нравится
Всё прекрасно описано в Дедушкина лампа / Ojii-san no Lamp Вот, почему, в России (и Европе) таких мультфильмов не делают?

А большие компании не "проспали тренд", а просто не смогли войти на новый рынок. Как сотни и сотни малых, о которых никто не знает.


Edited at 2016-07-02 10:28 pm (UTC)