Дизайн–менеджмент: привыкай или уходи

Дизайн–менеджмент – это очень новаторское и прогрессивное направление. Первый случай его применения датирован 1907-м годом, в современном виде становление происходило в послевоенное время, как направление – сформировалось в 50-х годах и в 1966-м году был выпущен первый всеобъемлющий учебник по дизайн–менеджменту. Но мы считаем до сих пор его чем–то странно–инородным. А ведь в те времена еще отсутствовали многие маркетинговые концепции, на которых сейчас базируются маркетинговые институты. Я уж не говорю о "директоре по дизайну", который отсутствует как позиция даже у самых прогрессивных компаний. Но реалии таковы, что теперь без дизайна не обойтись. Его не обойти стороны вне зависимости от того, на каком рынке вы работаете – b2b или b2c. Потому как дизайн – он про взаимодействие с человеком. Где оно есть, там есть и дизайн. Потому как дизайн – это не только комфорт, удобство и безопасность – это еще и экологичность и бережливость. Но многие ли смотрят на дизайн под таким углом? Упаковки, логотипы, сайты, приложения.... Product design – это создание иконок и UI, а sustainable design – это вообще нечто неизвестное.

Но вот что любопытно: нынешняя стагнация очень способствует его развитию не в декоративном, а в полноценном смысле. Я это чувствую по запросам от клиентов – во "всеобъемлющем" дизайне есть реальная потребность. Части – есть у всех. Но сложить их воедино для создания мультифункционального продукта – не может практически никто. Потому как дизайн – это идеология, которая формирует не только продуктовую линейку и ценностное предложение, но является еще и неиссякаемым источником контента, о важности которого все говорят, но никто почему-то этот подход не реализует. Почему? Об этом я уже писал здесь (и получилось резонансненько).

Кризис и его длительное воздействие на нашу экономику, ухудшение ситуации в 2016-м и неблагоприятные долгосрочные прогнозы инициируют любопытные процессы: компании, специализирующиеся на поставках и вполне сносно жившие последние 10-15 лет становятся из дистрибьюторов и логистов – производителями. Этот процесс нам хорошо знаком по мясному рынку (тот же "Мираторг"), по рынку строителельных товаров и т.д. – примеров в современной экономике достаточно. Первой волне – достаточно было просто начать производить. Но вторая волна, которая грядет сейчас – столкнется с куда большими барьерами. И один из них – это потребитель. Привыкший выбирать и отучившийся покупать, потому как кто-то продает. Конкуренция на большинстве рынков такова, а производственные возможности на столько упростились (и продолжают упрощаться), что основной ценностью большинства продуктов становится не низкая цена и факт присутствия на рынке, а "ощущения от взаимодействия". И у кого в рамках одного ценового диапазона они лучше – тот и будет лидером. А это – sustainable design в чистом виде.

Вопрос лишь в том, кто его будет создавать. Внутри компании или с приглашением сторонних консультантов типа нас – это уже вопрос предпочтений каждого владельца бизнеса. Главное – это вопрос понимания. Дизайн – это не только про iPhone или приложение для него. Дизайн – это про пиццу и бургер, дизайн – это про билет на концерт, дизайн – это про обмен валюты и оплату комунальных услуг. И да, это про эскаватор, трубу или строительные материалы. Потому как, повторюсь, дизайн есть там, где есть взаимодействие между человеком и человеком, человеком и машиной, человеком и гаджетом... Дизайн – это не только графика: это формы, звуки, ощущения, запахи. Ведь именно из мелочей формируется наше мнение. А о ценности мнения потребителя я уже писал неоднократно. Да, впрочем, почему дизайн-менеджмент так важен – тоже. Сейчас просто и время, и экономика стимулируют потребность не глобально, а локально, в России. Здесь и сейчас.

Проблема лишь в том, что этим процессом надо управлять. Прежде всего определиться, какой из видов развития вам подходит идеологически – top-down или bottom-up. Два разных подхода, оба имеют право на жизнь. Не имеет право на жизнь лишь один подход: где дизайн не включен в парадигму бизнеса. Формальное к ниму отношение, отсутствие "сквозного" подхода через всю компанию и каждого сотрудника не скажется на вас прямо сейчас. Но вы однозначно проиграете конкуренту, который предложет тоже самое, что и вы, но дополнит предложение простотой, комфортом, удобством и эстетической привлекательностью.

Posts from This Journal by “дизайн” Tag

дизайн магазина Сегодня у Белоусова - это ваша разработка?
Концепция да, наша, я её показывал и скоро будет кейс в портфолио с моделью для большей наглядности.
это степень удоства. юзабельный - значит комфортно пользоваться.