Обратная сторона digital


Сейас сеть пестрит роликами Carvana – эксперимента по продаже автомобилей из вендинговых автоматов, фактически. Наглядный пример digical. Но при этом обратите внимание на одно хитрое действие. Заказавший автомобиль получает жетон, который перед выдачей вставляет в "музыкальный автомат" – и машина выезжает...

В в середине прошлого года мы после маркетинговых изысканий начали заниматься дизайн–концепцией продуктов по одному из проектов, связанных с рынком потребительской электроники. И в рамках исследования выяснили, что владельцам таких продуктов даже при возможности полностью перейти на цифровые элементы управления – крайне важен физический контакт: тактильное взаимодействие и процесс, формирующий (а для некоторых заменяющий предыдущий) особый ритуал, таинство, действия для получения результата. И для этого мы внесли в концепцию продукта совершенно не нужный с рациональной точки зрения, дополнительный механический элемент, дающий физический, осязаемый контакт между пользователем и продуктом.

Незадолго до этого, работая над проектом для рынка мобильной медицинской техники, критически важным оказался вес аппарата – увеличив его (даже без необходимости) можно было добиться серьезного изменения в ощущениях от взаимодействия... И с такими проблемами и решениями нам приходится сталкиваться постоянно.

В банке я пользуюсь "диджипассом" – похожим на брелок генератором ключей-кодов. Сменив банк я получил абсолютно такой же – все брелоки, что мне попадались были идентичными и различались лишь наклейкой с логотипом банка. Легкие и невзрачные. Но на сколько увереннее я бы смог себя почувствовать, если бы получил увесистый брусок, интерфейсом напоминающий сейф? Точно сказать не могу, но знаю, что ощущение от пользования интернет- и мобильным банком у меня изменилось бы. (Пусть и носить было бы не удобно, но ведь такие ситуации для меня лично – скорее исключение).

К чему я. Все эти примеры (не только со стороны, но и из практики) – о том, что у полностью цифровых услуг должны быть физические, осязаемые атрибуты. Или процесс их получения должен сопровождаться какой-либо приятной и легкой работой пользователя. Хотя бы опустить жетон или достать золотой брусок, инициирующий действие. Мы хотим делать работу. И для получения результата мы хотим делать усилие. Пусть маленькое и ничего нам не стоящее. Но факт того, что работа проделана – доставляет нам значительное удовольствие. Удовольствие от процесса получения блага, к которому мы приложили свои усилия. Это – вовлечение. Это – серьезное улучшение восприятия. Это – интерактивный дизайн.

Мы привыкли думать в "обратную" сторону – о том как проще и удобнее оцифровать всё что есть и увести в диджитал–технологии. Но с неприятной работой потребители теряют возможность сделать еще и часть приятной (для них же самих). И поэтому онлайн–шоппинг часто не приносит удовлетворения, сравнимого с процессом совершения покупок, происходящих по–старинке. А это – в том числе и впечатления от продукта. И, возможно, в том числе и поэтому потребители чаще разочаровываются в вещах, купленных онлайн. Слишком уж легко они достались. Некуда было вложить жетон.


СохранитьСохранить

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

Всплеск интереса к винилу – именно от этого, на мой взгляд. Удобно – это тренд. Удобно – это востребованно. Но чрезмерное удобство губит ценность взаимодействия–отношения–продукта. "Easy come, easy go" – но далеко не всегда это хорошо. Но это тема следующего поста )
по нынешним временам - актуальней и важнее поставить на выезде фотокамеру для автоматического постинга крутой себяшки с новой машинкой во все соц.сети...
Тоже вариант хороший. Ты, новая машина и Carvana – хороший рекламный ход. Автоматический )
И получить наличными...
Давно, в 90-е я было дело, занимался зачетами. А получившиеся в результате зачетов товары продавал через мелкооптовые магазины.
В те времена 99 процентов расчетов производились наличными. И опоздавшим, или поставщикам не из числа "важных", каким собственно, я и являлся, расчет выдавали монетами.
Так вот. Ощущая в руке увесистый мешочек с монетами, просто физически понимаешь весомость своих усилий, "вес денег"... Это были очень интересные ощущения. Вспоминается сразу нечто из Шекспира, когда расчеты производились мешочком золота и проч.

Поэтому выражу согласие с автором, по поводу дефицита тактильных ощущений, "физических" эмоций.
Re: И получить наличными...
Та же сумма более мелкими купюрами выглядит внушительнее :)
А мне монеты нравились
А особенно довольна была дочь. Она потом на столе строила из монеток пирамиды - причем довольно большие.
Страдали только бабушки (деньги ужасно грязные, иди вымой руки, может их все вымыть с мылом и проч...).
А какой выход для он-лайн торговли?
Конструктор на сайте - типо "соберите свой товар"?
Это уже давно есть. Для интернет–магазина есть разные решения: и физический магазин, и concept space (типа Gestalten) – все зависит от специфики предлагаемых товаров.
критически важным оказался вес аппарата – увеличив его (даже без необходимости) можно было добиться серьезного изменения в ощущениях от взаимодействия.

Дожили. Даже Славинский призывает обманывать покупателей.
Я над этим долго думал, но не увидел обмана. Ведь это не вес вместо эффекта от применения, а и то и другое. Альтернатив чтобы выбрать, подержав в руках - тоже нет. По весу - точно не выбирают. Но вес располагает к более доверительному отношению перед использованием. Так в чем обман?
Это всё равно, что рычащий динамик под капотом премиального автомобиля, создающий иллюзию мощи.
Проблема в том, что даже осознавая – покупают с удовольствием. Это из разряда рассуждений о том, что "раньше автомобили были из толстого металла". Ну да, было. Потому как не умели делать из тонкого. Но если в техническом продукте начинку весом 500г заменить на чип весом 5г и начать продавать – это будет обманом. Ощущением обмана.

А если для придания дополнительной иррациональной уверенности в продукте используется более тяжелый материал или более толстый, чем необходимо – не вижу в этом ничего плохого. Так удобнее пользователям.
Возьмём для примера Джобса. Были ли в его продуктах такие обманы?
Ну, если подумать, примеры можно найти ВО ВСЁМ. С этой точки зрения дизайн - это обман. Эргономика - сплошной обман. И так далее...
Эргономика - это не втирание очков, а создания удобного для использования. Дизайн - это не набивание цены, а гармонизация внешнего вида, тактильных ощущений и функционала. (Причём, функционал - это то, что начинается, когда человек выходит из магазина)

Этак можно заявить, что дизайн - это нашлёпывание лейбла "Designed in Germany" на надпись "Made in China".

Так что жду примера про Джобса.
Сами же пишете про дизайн. Про тактильные ощущения, про гармонизацию. Я не знаю ни одного продукта Apple, в котором бы вес в том числе не рассматривался – начиная от клавиатур и мышек и заканчивая iPod/iPad/iPhone. Обратите внимание на те же iPod – там видно в особенности. Еще 10 лет назад был однозначный тренд – снижение веса. Сейчас кто с этим борется? Сделать сверхлегкий носимый гаджет проблем нет – но нет и необходимости. Пользователи не хотят. Т.ч. вы на этот счет сильно заблуждаетесь :-)

Есть дизайн, показывающий, что предмет традиционно стоит на земле. Есть дизайн, показывающий, что предмет лёгок и выполнен из композитов.

Сделать сверхлегкий носимый гаджет проблем нет – но нет и необходимости.

Ох, вот не надо путать инженеров с волшебниками. Или говорить, что метал заменяют пластиком из-за веса.

Аналог - это сделать пластмассовый корпус, покрасить под металлик и залить свинца.

Вес колонок подсказывает, что стенки не из фанеры, а из благородного дерева.