Опасности франшизы

Тема сейчас крайне популярная. И на волне этой популярности появилось очень много псевдо-франшиз с весьма непонятными выгодами и туманными перспективами. Все упирают на консолидацию маркетинговых издержек (т.е. на коммуникации и информационную поддержку) – но этот путь таит в себе много подводных камней. И это лишь часть продукта франчайзинга. Причем, дополнительная...

Продажа собственной бизнес–модели называется "франшизой". Работаешь ты и работаешь, но приходит к тебе человек и говорит – "давай я с тобой поделюсь своей эффективностью за малую толику: ты будешь работать под моей маркой, но зарабатывать в два раза больше, чем самостоятельно". В этом экономическая суть, которая не является секретом. Единственное, придется доказать, что твоя модель реально в два раза эффективнее, чем модель, которую до этого использовал франчайзи. Но есть еще один важный момент, на который хочется обратить внимание и про который часто забывают.

Высокоэффективная бизнес–модель подразумевает еще и продукт, ориентированный на конечных потребителей. Причем такой продукт, который, собственно, и обеспечивает эту самую эффективность. И что это за продукт? Ответ очень простой: этот продукт должен быть уникальным. Не в том смысле, что у него особый цвет или вкус, а в том, что он обеспечивают большую ценность при меньшей стоимости. Тогда спрос на него будет стабильным а франшиза – разумным вложением средств.

Ведь для чего франшиза покупается франчайзи? Для обеспечения постоянного и гарантированного дохода, понятного денежного потока. А что если сегодня ты купил франшизу, а завтра ушел с рынка? Франчайзер останется в выигрыше в любом случае, а франчайзи... нет, речь даже не о потере денег. А о потере времени.

Например, самые известные франшизы - "Кофе Like" и "Додо Пицца". Вокруг них много ажиотажа, но примеров можно найти огромное количество. Первая – откровенно для глупых и ленивых. Нулевой выигрыш. Зато не надо включать голову. Проблема в том, что конечный продукт не содержит никакой дополнительной ценности. Т.е. ровно с тем же успехом можно открыть собственную точку по продаже кофе и не платить никакие паушальные взносы и роялти. Это разводка. Продавать кофе в проходном месте – это не бизнес-модель и не франшиза. Это "для дурака не нужен нож...".

По чуть более сложной схеме развивается "Додо". Их продукт – это как раз система управления рестораном, комплексная. Т.е. примыкая к франчайзи ты получаешь самые современные и эффективные технологии процессом производства - и минимизируешь свои операционные издержки. Это здорово, но есть одна проблема, хорошо объясняющая, почему данная франшиза развивается только на новых рынках с минимальной конкуренцией. Это отсутствующий продукт. Вкусовые качества его не уникальны. Это не бургер из McDondld's, который нельзя повторить. Поэтому с точки зрения конкурентного рынка франчайзер никак не защищает своего франчайзи. Т.е. это лодка, которая поднимается вместе со всеми с приливами и опускается с отливами. И в этом – есть определенная проблема, ведь к тому же данная франшиза допускает возможность использовать разные ингредиенты на усмотрения франчайзи.

В этом и опасность продажи "бизнес–модели", а не традиционной франшизы, предлагающий доступ ко всем преимуществом вертикально–интегрированной компании. Давая (продавая) лишь кусочек бизнес-процесса, а не его результат, франчайзер, безусловно, решает массу проблем своего франчайзи. Кроме главной: он не создает защищенную рыночную позицию через предложение рынку уникального продукта. А франшиза, которая "не дотягивается" до конечного потребителя – всегда игра в рулетку.

Но и это еще не всё. Безусловно, франшиза – это один из самых простых способов с минимальным вовлечением заработать первоначальный капитал. Т.е. войти в бизнес, войти в новый рыночный сегмент. Но она, на мой взгляд, хороша лишь как один из активов в портфеле, не требующий полного погружения в процесс. Который можно относительно легко сочетать с другими бизнесами в собственном портфеле. Зачем? Для того, чтобы эффективно задействовать самый важный ресурс – своё время. Ведь не стоит забывать, что работая на франшизу, вы просто зарабатываете деньги. Как рядовой сотрудник организации. Т.е. с точки зрения развития своего дела вы меняете время собственного пребывания на рынке на деньги, добавляя к ним усиление бренда франчайзера. А это выгодно лишь тогда, когда "бонус" в денежном выражении – ощутимее чем потраченное время.

Ведь задумайтесь: если компания контролирует лишь качество процессов, но не продуктов – разрушить бренд франчайзера может один маленький скандал в далеком далеком городе. И придется начинать всё с нуля. Сразу скажу, что риск такого исхода – не велик. Но если "пепперони" в одном городе будет производиться из местных продуктов, а в другом из итальянских, то закрывать глаза на эту проблему не стоит.

Итог. Франшиза для накопления стартового капитала – штука любопытная. Но если рынок новый и/или на нем нет крупных игроков, проще и выгоднее делать самим. А франшиза для обеспечения стабильного дохода должна быть с защищенной конкурентной позицией – т.е. с уникальным продуктом для конечных потребителей. Этот продукт с большей вероятностью можно получить от компании, работающей по всей цепочке поставок. На мой взгляд )
Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

То есть, хорошей франшизе нужна и технология товара, и технология продаж. Франшиза "картошку ножиком чистить" не нужна.

В общем, логично. Но поставим себя на место франчайзера. В хорошей франшизе он должен предлагать технологию производства товара, который возможно производить на месте. То есть, простая торговля как франшиза это не торт. И технология должна быть уникальной. То есть, нужно найти простой, чтобы его можно было и при этом имело бы экономический смысл производить децентрализованно, но при этом довольно сложный, чтобы его можно было защитить патентами, например, товар. Таких товаров не так уж и много.
Здесь вопрос не в уникальности скорее, а в самой сути франшизы и её выгодах для франчайзи. "Простой способ начать свой бизнес" – это одно. Но как мы знаем, бизнесы быстро начинаются и быстро заканчиваются. Поэтому выбирая франшизу как источник постоянных доходов надо себя обезопасить не только франчайзеру, но и франчайзи. А это значит – сформировать свой рынок, хорошо защищенный от внешних интервенций, малочувствительный к изменениям (к давлению внешних сил).
ещё ни разу не пробовал продукта франшизы,
который был бы хорошего качества. франшиза и хорошо -
две вещи несовместимые. из говна за три копейки
конфетка не получится. ваша легендарная котлета между двумя
гуттаперчивыми половинками просто - буэээ.
НО! если исходить из того, что 90% конечных
потребителей это "качество" устраивает то, да тут можно говорить
о бизнес-модели, которая победила качество: быстро, удобно,
в каждой подворотне. так что я бы не стал упирать на качество
и тем паче на "уникальность" продукта. в чес уникальность котлеты,
к примеру? для производителя уникальность заключается в том,
что кусок мяса - есть кусок мяса. а вот котлета - это перемолотое мясо,
качество которого при сегодняшних технологиях практически нельзя
идентифицировать (я говорю о едоке котлеты): пахнет мясом, выглядит мясом,
вкус мяса. точка.

в этом смысле наши русские пирожки в общем-то уникальный продукт для франшизы.
хер его знает, что там внутри, но написано с мясом, с капустой, с картошкой и т.д.

кстати, для набирающего обороты тренда вегетарианизма и веганизма, пирожки с капустой,
картошкой и прочими растениями улетали бы на ура.
картошка и капуста растёт везде, её необязательно из курска завозить, в маленькое бистро ставится пара маленьких печек, в которых пекутся маленькие пирожки, полученные замороженными из цеха где-нить в маленькой польше
или латвии (ЕС). всё. самые большие это аренда и реклама.

бедные веганы шарятся в европе по
азиатским и индийским забегаловкам, выискивая себе пропитание, а у о фастфуде для них
и говорить нечего, его попросту нет. вот вам и ниша абсолютно пустая,
для которой крупные европейские города уже давно созрели.

А что, нет совсем предложений вегитарианских? Мне показалось, что в Берлине с этим проблем нет...
в формате фастфуда и в берлине нет.
в азиатских и индийских заведениях
всегда есть в предложении рис совощами,
ну а в метро, на вокзалах, в проходных местах
- далеко не везде. и если на базарчике стоит
будка с веганской едой, зелёным чаем и всё био -
очередь выстраивается вмиг и цены выше среднего.
А как же круассан с камамбером и салатом в любом Kamps?
камамбер это уже не веганское, но ещё вегетарианское.
а если к примеру в тесте яйца есть,то многие вегетарианцы
сегодня яиц не едят. на самом деле есть множество видов
веганов и вегетарианцев. кроме того большую роль
играет идеология: по моим наблюдениям эти люди переняли у
некоторых религий такие понятия как кошер или халяль.
Нормальный веган не будет есть в заведении, где рядом с ним
за стол приземлится человек, жующий булку с салями, понимаете?
ну это как какой-нить ортадокс из хайфы зайдёт в немецкую сосисочную
с весёлой хрюшкой на вывеске и купит там булочку с листиком салата.
Да я понимаю прекрасно, но это ведь выбор. Вероятнее всего, просто нет ниши, достаточно для того, чтобы создать доходный бизнес.
мне кажется дело в другом. немцы вообще не склонны
к малому бизнесу тем более в области гастрономии.
немецких закусочных почти не осталось в германии -
в основном турецкие (арабские, индийские, китайские).
тогда как веганов и вегетарианцев среди немцев много.
у иностранцев капитала на франшизу нет, а для немецких
бизнесменов такая тема - мелочь. в общем ситуация типа-
низы не могут, верхи не хотят))
ещё немаловажная деталь: эти люди помешаны на
био-продуктах. веганство и вегетарианство это
за мир во всём мире, если можно так выразиться.
они за гармонию с самим собой и с природой.

у меня достаточно таких знакомых и я довольно
хорошо знаю их мировоззрение.
все верно.из всех франшиз,пожалуй,только одна независимая лаборатория соответствует. последний года просто кладезь разводов на тему франчайзинга.
>псевдо-франшиз
Каким термином называется группа организаций, использующих единое наименовование (агрегацияю задач по привлечени клиентов) с целью оптимизации расходов на привлечение?


Edited at 2015-10-22 08:50 pm (UTC)
предполагаю, что "какая-то фигня" или "мошенничество". Франчайзинг – это совсем про другое. Ну или консолидированные коммуникации. Как, например, те, что создают для алюминиевой тары в США соответствующие ассоциации производителей.

Edited at 2015-10-22 09:20 pm (UTC)
Додо Пицца
Всем привет!

Сергей, спасибо за интерес к нам и поднятые вопросы! Меня зовут Федор. Я основатель и руководитель "Додо Пиццы". Все, что касается нашего бизнеса и продукта, не может оставить меня равнодушным.

Оставил комментарий и по этой заметке здесь: http://slavinsky.livejournal.com/360776.html
пока в стране не поймут, что означает "нематериальные активы" - толку от франшиз нет и не будет.