Бизнесы, работающие в кризис: логистика, фулфилмент, доставка

Начну писать про бизнесы с тихими нишами и свободным местом, которые на мой взгляд достаточно устойчивы к рыночным колебаниям. Даже таким как сейчас. Это не значит, что они всегда будут на плаву. Это значит, что они могут продержаться больше других и быть реанимированы одними из первых. На мой взгляд.

Мы сейчас очень много говорим про диджитализацию. Про бизнес–модели, завязанные на интернет. Про то, как в онлайн уходит торговля и большинство сервисов. Еще 3-5 лет назад это казалось чем-то фантастическим, но сейчас я могу управлять своими банковскими счетами со смартфона из любой точки земного шара, менять пин-код карты по 50 раз на дню и даже никогда не встречаться с сотрудниками банка. Валяясь на балконе и дыша морским воздухом мы привыкли бронировать отели и рестораны, совершать покупки и многое многое другое.

Есть только один момент, который всегда остается за кадром. Ты покупаешь в интернет–магазине и через какое-то время курьер стучится к тебе в дверь. Это очень просто с точки зрения покупателя. Но с точки зрения продавца эта процедура может быть сущим адом. И называется он – фулфилмент.

Fulfillment – это комплекс операций, выполняемых на стороне компании, из которых и состоит весь этот незримый покупателю процесс: от принятия заказа до его доставки конечному потребителю. При этом, он еще сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это не только хранение, сортировка, упаковка и отправка продукции... Это еще и сложная аналитическая система, позволяющая интернет-магазинам работать с большей эффективностью.

Например, покупатель хочет купить продукт в интернет-магазине, которого еще нет на складе. Логично представить, что такой заказ невозможен. Но если система знает, что заказ будет комплектоваться 2 рабочих дня и лишь потом отправится в курьерскую службу, а желанный продукт поступит на склад уже завтра – есть прямой резон не блокировать возможность заказа. Ведь покупатель даже не заметит. И таких хитростей – воз и маленькая тележка. А интеллектуальный фулфилмент эти процессы учитывает и оптимизирует.

Но речь сейчас не об этом... В любом случае, как бы вы не старались диджитализировать свой бизнес, он зачастую упирается в совершенно материальные, офф-лайн проблемы. Как-то человеческий фактор, но не продавца, а упаковщика, грузчика или, в конце концов, курьера. Попытки заменить последнего дроном становятся, правда, все регулярнее.

Если раньше мы сами ездили по магазинам, то теперь магазины ездят к нам. Если раньше гарантированными и застрахованными от кризиса бизнесами считались производство алкоголя, хлеба и кондитерских изделий, то теперь незаметно к ним добавился еще один. Нет, два: фулфилмент и доставка. Если раньше термин "логистические услуги" казался далёким от понимания, а профессия "логист" ассоциировалась у большинства с шахматами или записью логов, то сейчас такая специализация становится... да чего уж говорить, одной из основных.

Рынку нужны компании, занимающиеся обработкой и доставкой заказов. И чем тяжелее экономические условия, тем выше потребность в их базовых услугах. Чем быстрее растет экономика – тем больше услуг фулфилмента востребовано. Строительство и эксплуатация складов мелкоячеистого хранения – это тихая и незметная отрасль. Но что делать, если твой запас продукции для магазина аювердической косметики уже не влезает в спальню и гостиную, а клиенты начинают делать заказы даже когда ты спишь?

И это еще один гигантский блок работы: круглосуточная поддержка. Ведь мы говорим о высококонкурентном рынке, где цена перехода из одного магазина в другой для пользователя отсутствует: просто клик по другой вкладке.

Можно бесконечно оптимизировать и вылизывать UI/UX вашего магазина. Можно рассказывать сказки формата "а-ты-возьми-и-сделай" и продавать конструкторы магазинов. Но вот чего нельзя сделать самостоятельно – это наладить сервис. А именно он в ближайшее время будет определять темпы роста индустрии интернет–покупок. Идеальный сервис, широкий ассортимент и низкая цена – больше, казалось бы, нет ничего. И все это есть у Amazon... Но вопросы логистики и поддержки – вот те сервисные составляющие, где пока еще можно конкурировать с гигантами. Как пицца: доставим за час или бесплатно.

Я помню, как после поста двухлетней давности после попытки купить что-то в интернет-магазине, на отсутствие возможности оплатить картой я получил ответ от владельцев магазинов, что это слишком дорого для них. Для тех, кто выжил – еще одна пилюля. Фулфилмент и поддержка так же не дешевы, как, к сожалению, и логистика. Но сейчас мы не о магазинах, а о рынке услуг для них.

Услуги доставки, логистики, обслуживания заказов и сопровождения – это постоянно растущий рынок, вызывающий малый интерес. Но он один из немногих, который хоть и испытывает трудности, но имеет потенциал к росту даже сейчас. На нем есть игроки, от масштаба которых захватывает дух. Но если мы говорим о, например, тех же продуктах питания и мгновенной доставке по городу – нужен ли для этого большой логистический центр? Нет. Как во многих других странах, где, например банкоматы принадлежат не банкам, а единой обслуживающей системе. Где есть один на всю страну общий портал заказа пиццы, с которыми сотрудничают пиццайоло... и так далее.

Такой подход – разумный, если ты хочешь оптимизировать свои расходы. Вне зависимости от того, растет экономика или падает.

Posts from This Journal by “кризис” Tag

Амазон славен многими достижениями:
- много лет держится в списке худших работодателей
- предоставляет площадки, смотрит, какие товары ходовые, а потом начинает их предлагать и перехватывает покупателей
- работает с минимальной прибылью и выжимает конкурентов
...

Ещё забыты замечательные сервисы "пошарь по всем магазинам и найди дешевле" и "подними меня в поисковике на первое место"

Агрегаторов "закажи пиццу на дом" родится толпа. Выживет один.

Edited at 2015-09-24 10:27 pm (UTC)
Хорошо, не один.

Есть просто то, что будет в любом случае выноситься наверх поиском Гугла. Это как-бы ниша в Германии, потому что все, вместо того, чтобы набирать адрес, ищут по названию.

Но в этом раскладе какой-нибудь lieferheld.de лучше. Особенно, если в рекламу вбухают деньги.

И то, пока Амазон не начал продавать пиццу.
Привет) Меня зовут Лера! Была бы рада с вами подружиться!!

Добавила, надеюсь на взаимность!)
Мне ужасно интересно, почему доставка в постаматы стоит так дорого.
>Услуги доставки, логистики, обслуживания заказов и сопровождения – это постоянно растущий рынок, вызывающий малый интерес. Но он один из немногих, который хоть и испытывает трудности, но имеет потенциал к росту даже сейчас.

В интересной мне нише именно собственная логистика, достака и обслуживание позволяет держать уровень сервиса выше.
Если передать это непрофильной (неопытной) компании - качество резко упадет.
Безусловно. Но это вопрос качества предложения. Поэтому я и говорю о том, что рынок пока свободный. Ему есть куда развивать ценностное предложение. Нет стандартов, есть место для непрофильных компаний... все условия для конкуренции )
Я помню, как после поста двухлетней давности после попытки купить что-то в интернет-магазине, на отсутствие возможности оплатить картой я получил ответ от владельцев магазинов, что это слишком дорого для них.

Они и закрывают эту нишу, работая без нагрузки в виде эквайринга.

Приходится порой идти на ухудшение сервиса (например, не принимая банковские карты) в узкой нише - чтобы поднять рентабельность. Это неправильно?
Вижу примеры, когда отказывались от фулфилмента и чужой логистики в пользу своих - тоже чтобы поднять прибыль.
Как в недавней статье у Вас про MVP: нужен/не нужен сервис/логистика/сроки покупателю, для расширения охвата приходится достаточно низко держать планку сервиса.

Edited at 2015-09-25 08:14 pm (UTC)
Поэтому и расширения не происходит. А дальше – либо закрываться, либо продаваться за копейки. Для кого-то это вполне себе бизнес "на прокорм". Почему же ему не быть?