Падение рынка веб-разработки

Статья Михаила Токовинина, вышедшая не так давно и наделавшая много шума на профессиональных ресурсах мне очень понравилась. Я давно писал об этом, но только как потребитель услуги, смотрящий со стороны. В данном случае диагноз ставят внутри отрасли. Это и точнее и страшнее. Я тоже не вижу ни одной причины для продолжения развития и рынка и свободной конкуренции на рынке, где исполнитель на столько далек от потребностей своих заказчиков. Заказчики хотят просто и быстро, исполнители – объясняют почему это невозможно. До тех пор, пока кто-то не делает просто и быстро.

Аналогии с видеопрокатом и его падением в 2002-м совершенно уместны. Была услуга. Не очень удобная, но востребованная и безальтернативная. С появлением альтернативы – более простой и удобной – она исчезла. То же произойдет с винилом и CD в сегменте аудио. То же произойдет с рынком такси. То же произойдет с любым другим рынком: дешевле, проще, удобнее – три драйвера изменений. Три условия существования продукта и бизнеса, нарушать которые не дано никому. Если мы в рынке, конечно.

А рынок веб-разработки и рынок интернет-маркетнга – не в нём. Они в себе. Они крайне далеки от понимания потребностей пользователей. Они часто ищут ответы на не верно поставленные вопросы, они живут процессами, но не результатами.

Но основная проблема в том, что веб и диджитал достаточно активно поглощаются с точки зрения менеджмента, маркетинга и стратегии. Раньше это были отдельные инструменты, требующие отдельных навыков и специалистов. Как, например, рынок услуг по бритью бород и стрижке усов в конце 19-го и начале 20-го веков. Спустя 100 лет необходимые специалисты появились и на рынке, связанном с цифровыми технологиями. И они так же уйдут при появлении собственного Жиллетта с его простым и безопасным продуктом, который можно применять лично: собственные отделы разработки для больших проектов и конструкторы для маленьких. Простые инструменты автоматизированного продвижения для одних и экспериментальные разработки для других. CEO, SMM, контент и т.п. – стоит ли рассчитывать на эти технологии в будущем? Я не уверен.

Я совершенно согласен, что в ближайшем будущем, когда затраты на рекламу в сети будут аналогичны рекламе офф-лайн, количество игроков на рынке интернет рекламы сократится: выживут 2-3 из ста, консолидируются и укрупнятся. Или их вытеснит с рынка тот же VI.

И мы опять возвращаемся к основной проблеме - проблеме поглощения. Не бизнеса, а инструментов. Интернет-маркетинг становится разделом в обучающих программ вузов. Он перестает быть специализированной индустрией и становится неотъемлимым инструментом как медиа-микса, так и визуальных коммуникаций. А это – единые правила, единая стратегия, единая тактика. Но если для BTL мероприятий нужны специально обученные люди, то для DM в них нет никакой необходимости.

На чем же тогда фокусироваться? Ответ достаточно прост: на стратегии и дизайне. На двух пока еще самых слабых компетенциях диджитал-агентств. Но пока еще есть время начать их осваивать. Не много, но есть. Как бывшие художники и самоучки стали дизайнерами, как бывшие дизайнеры стали маркетологами, так и бывшие создатели сайтов и рекламных кампаний в интернете могут стать специалистами в управлении и планировании.  Эти знания серьезно отличаются от имеющихся, но ведь учиться никогда не поздно?

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

А чем "проще" от "удобнее" отличается?
Для меня удобство – это необременительность пользования, отсутствие напряжения. А простота – это естественность и понятность. Т.е. первое относится к процессу, второе - к подготовке к использованию. А всё вместе объединяется в опыт: быстро научился и стал потреблять.
Хорошая и полезная статья
Ещё бы по больше деталей для чайников)))
Я сам – чайник. Но с ними на этом рынке никто не работает. Поэтому и информации полезной для них (нас) – не отыщешь. А ведь это основной потребительский сегмент, нуждающийся в услугах таких компаний. Те, кто разбирается, могут многое сделать самостоятельно или коллаборативно.
заказчики хотят : просто, быстро и дешево. а лучше вообще не платить)) вот основная причина. никто не хочет свои хотелки адекватно оценивать. прнимаете, кусок хорошего стейка не стоит 500 ре, хотя тоже делается из говядины. но из какой!! :)
А это – не проблема клиента, а чистой воды проблема исполнителя. Т.е. агентская. Я поэтому и говорю, что они повернуты к своей аудитории всем, кроме лица. Возможность адекватно оценить появляется после понимания того, за что платишь. А объяснить за что надо платить – могут единицы. И то не всегда с первого раза. Поэтому и результат вполне предсказуемый, ведь во многих случаях может выясниться, что платить приходится лишь за неграмотный менеджмент и отсутствующие знания, из-за которых простое превращается в сложное. Ведь так тоже бывает?
Re: несколько сумбурные мысли на тему
Вот смотрите (простите, вырву из контекста):

"Гибкий и настраиваемый, отзывчивый сервис достижения целей". Вопрос таков: не слишком ли это сложно с точки зрения клиента. Может ли быть такое, что компания, создающая сайты в поисках добавочной стоимости (задача – продавать дороже) усложняет продукт и его восприятие. Следствие этого – сужение аудитории клиентов. Да и проблема гораздо серьезнее: остается ли сайт гибким и настраиваемым сервисом достижения целей? Или эту инициативу перехватили другие инструменты, а сайт служит лишь агрегатором для разных информационных каналов? Если мы говорим о не слишком сложных с точки зрения безопасности проектах?
Re: несколько сумбурные мысли на тему
Для 99% новых заказчиков подойдут стандартные решения, уже созданные и пересозданные множество раз в процессе роста интернета. Вы пытаетесь продавать велосипед по цене автомобиля. Рынок предельно перенасыщен, как следствие стоимость разработки обесценилась. Все кто хотели уже давно зашли на этот рынок, как производители так и потребители. Крупняк будет только консолидироваться, а изобретатели велосипедов на рынке не нужны.
Заказывать на стороне или делать in-door? Второе может быть выгоднее.
Уходит эпоха технической настройки инстументов, приходит время контента. :)
Время контента пришло 10 лет назад еще. Сейчас выясняется, что однообразно и шаблонно представленный контент оказывается скучным. И мы возвращаемся к дизайну, но на новом витке.
А мне вот непонятно. Объясните? То есть так и будем заказчикам продавать свои расходы + зарплаты исполнителей с наценкой?