Учитесь у лучших

Меня часто спрашивают, почему я не выступаю. Не выступаю, с неохотой даю интервью ну и т.д... Ответ простой: если заниматься этим на высоком уровне – выступления и беседы требуют подготовки. Для меня это серьезная проблема с учетом достаточно плотного рабочего графика, разбавлять который совсем не хочется. Но это не факт что самая веская причина. На мой взгляд учиться надо у лучших. А я при всём желании к лучшим себя не отношу. Пересказывать чужие книги – это пустое занятие. Для активной публичной деятельности мне не хватает практического опыта, а узкие специализированные темы... в общем для них есть "Британка".

Но при этом я даже для себя отчетливо понимаю, что образовательный процесс – штука не только полезная, но и опасная. Потому как научиться можно не только интересным и полезным вещам. Научиться можно еще и глупости. К сожалению, это факт. И если посмотреть вокруг, то глупостям учат с большим энтузиазмом, а учатся – с превеликим удовольствием. И это крайне популярно, ибо учебный процесс в большинстве случаев превращается в веселое и увлекательное мероприятие с шутками и хохмами под управлением харизматика с сомнительными заслугами. А что потом?

Эти глупости вполне (казалось бы) обоснованно начинают применять к собственной практике и собственному бизнесу. А теперь посчитайте, во что реально обойдется такое обучение: научиться, начать применять, разочароваться, переосмыслить, начать искать новые знания... И потом опять учиться.

К сожалению, это беда доступного обучения и популярных образовательных программ. Лучшие стоят дорого и искать их надо тщательно. Но и здесь есть нюанс: порой достаточно сформулировать свои вопросы к ним – и просто написать. Кому угодно. Это возможно, я проверял. Читаешь книгу, остаются вопросы – пишешь автору. Если письмо написано с уважением ко времени автора, которое он затратит на ответ – этот ответ ты получишь. Знаю, кстати, по себе: иногда получаешь письма с вопросом, на ответ на который займет час... конечно они отправяются в корзину. Но если не воровать чужое время, то ответ можно получить быстро и из первоисточника. А если и вопрос интересный, то переписка может затянуться надолго.

Кстати, это рекомендуется сделать и тогда, когда выбираешь у кого учиться. Задать вопрос, получить ответ... Красивые тексты напишет пиарщик или копирайтер. А вот то, как отреагирует потенциальный преподаватель – куда важнее. Я еще ни разу не встречал серьезного специалиста, который бы отвечал на вопрос в формате "... а подробнее вы узнаете на моих семинарах". Даже человек, заслуживший от Forbes титул самого влиятельного бизнес–теоретика последних 50-ти лет оказался готов даже к диалогу, а не просто ответу на вопросы по его книгам. Настоящему специалисту всегда в радость делиться знаниями: свой авторитет он уже заработал и не будет его укреплять за ваш счёт.

Поэтому спрашивайте и ищите лучших. И старайтесь не учиться глупости – ведь это тоже возможно.


Tags:

Posts from This Journal by “бизнес” Tag

  • Заложники целевой аудитории

    Сложно сказать откуда взялся этот стереотип, но мы постоянно ищем свою целевую аудиторию. Ключевое слово — “ищем”. Точно она есть и…

  • Кризис – время обманывать

    Время стагнации и кризиса – это время проверки доброго имени, goodwill, репутации и компании, и предпринимателя. Ведь в условиях роста быть…

  • Критикуешь – умирай

    Для того, чтобы развиваться и двигаться вперед, необходимо постоянно переосмысливать собственные достижения. Т.е. критически подходить к собственному…

  • Новая аудитория и новые задачи slavinsky.livejournal.com

    С февраля текущего года я перестал писать в ЖЖ, собирая аудиторию в Facebook и Medium. Было интересно посмотреть, сколько по времени займёт процесс…

  • Не те потребители бренда. Про HR-брендинг.

    Традиционно мы считаем аудиторией, с которой коммуницирует бизнес – это покупатели. Популярная концепция конкурентных сил немного расширяет…

  • Без ценностей, рынков и продуктов – развитие бизнеса по-новому

    Традиционно считается, что ассортиментная политика компании должна развиваться через смежные продуктовые ниши. При этом мы знаем холдинги с…

  • А давайте про ошибки?

    Я недавно обещал своему давнему другу написать про факапы, которые случились в прошлом году. По отзывам и финансовым результатам для многих компаний…

  • Российский бизнес у разбитого корыта

    Сейчас очень много процессов в бизнесе подвергается ревизии. Это связано, безусловно, с глобальными экономическими изменениями, меняющими подход к…

  • Рецепт успеха для консультантов

    Так уж повелось, что особенно среди Fb читателей у меня много тех, кто занимается консалтингом. А для консультантов привлечение клиентов – это…

Я, вот, честно, не встречал занудных крутых практиков с вялой энергетиков. Когда рассказываешь о том, что интересно – глаза горят. А когда хорошо разбираешься в вопросе – то можно рассказать просто и увлекательно о сложных вещах.

Но и это не решает главную задачу. Причина плохих продаж – это необходимость за свои деньги применить усилие к себе. Ведь мы пока приветствуем подход "я плачу – ты танцуешь". Даже в образовании. Клиент всегда прав и всё такое... Вот и результат.

А про образовательный бизнес – да, согласен. Это или/или.
Я пытался представить себе идеального преподавателя. Необходимо: Большой личный практический опыт + умение систематизировать и структурировать этот опыт (методист) + умение увлекательно материал подать (говорить, что интересно — условие необходимое, но не достаточное. еще нужна композиция, понимание драматургии, историй, и главное — отбор материала). В общем, получается что-то малореальное.
Отсюда вывод — учиться можно и у не идеального. Другое дело, что учиться — это тоже навык. Не отрицать сразу, брать всё, что можно, потом фильтровать, оценивать, думать. Может даже пробовать. Чем больше знаешь, тем легче. А пока ничего не знаешь — всё равно с чего-то надо начинать.
В общем, я к тому, что если Вам не хочется и некогда, тогда да. А "учиться надо у лучших" это спорно, так как лучших-то нет. Есть разные.
Учиться можно и нужно у всех. У одних - как делать. У других – как не делать. Вопрос лишь времени и ресурсов. Но как показывает практика, чаще куда выгоднее заплатить больше за короткое обучение у профи, чем ходить часто и на сомнительные семинары. В общем, здесь те же проблемы потребления, что и везде... Но и прилагать усилия, чтобы найти "лучших среди разных" – это тоже необходимо.

И совершенно верно, учиться – это навык.
о господи, сколько же я коучингов и прочих радостей посетил здесь
в германии и все рассказывают одно и то же: какой крутой логотип у колы и мальборо,
какие продажи у колы и мальборо, как крут эппл и т.д.
я уже знаю, что вода мокрая, нафига мне эти примеры с мальборо и колой?
и ни один не сделал анализ какой-нить молодой, пока не очень известной фирмы,
как я просил. мне ведь интересен профессиональный прогноз и разбор полётов
хотя бы видимой части айсберга. но нет, этого не делает никто. а эппл с колой нехай
они будут здоровы, мне и нафиг не интересны.

вот, с начала ноября забУхал себе 5 семинаров. и каждый раз я говорю себе,
что делаю это в последний раз...эх...
А может ли обучение стать зависимостью? Как сигареты и алкоголь? :-)

Критический подоход наше все? Люди склонны ошибатся, даже признанные авторитеты.

Более того, если мы говорим о бизнесе, маркетинге и менеджменте, то универсальных инструментов, выходящих за рамки здравого смысла – там нет. Но учиться надо тому, чего не надо делать... тогда даже ошибки признанных авторитетов пойдут на пользу. Поэтому именно критический подход, да )
Естественно, авторы будут отвечать. Они практически никакой обратной связи не имеют. Даже для очень интересных вещей, если это не наука и конференции, отзывов нет. Тем более, очень мало интересных вопросов, над которыми стоит подумать.
> Я еще ни разу не встречал серьезного специалиста, который бы отвечал на вопрос
> в формате "... а подробнее вы узнаете на моих семинарах"

А я знаю таких довольно много. Включая Траута, например - когда сидишь с ним рядом на мероприятии, прямо видно, как он напрягается перед тем, как дать ответ "RTFM Я бы порекомендовал прочитать мою книгу под названием..."

Да и я сам нередко оказываюсь в ситуации, когда от меня хотят, чтобы за 30 секунд я объяснил тему, которую на семинаре я разжёвываю 3-4 часа. Что я могу в этом случае ответить, кроме как "Во-первых, во-вторых... а подробнее я рассказываю об этом на семинаре"? Что бы ответил ты сам?
За 30 секунд можно продиктовать свой e-mail и дождаться вопроса. И если он сформулирован корректно – ответить. Я так делаю обычно. Хотя на письма в формате "у нас к вам есть вопрос, поэтому не могли бы вы подъехать к 17-ти часам и пообщаться с нашим директором" – я вообще не отвечаю. Фильтры тоже должны быть, да.

Я знаю в чем проблема: чтобы дождаться ответа на вопрос, сам вопрос должен быть интересным. А когда приходит человек, не читавший, не следивший, не слушавший... и задаёт вопрос, на который ты только что дал подробный ответ, то можно не только к семинарам отсылать )
И ещё один момент. У российского рынка образования - и вообще просвещения в сфере бизнеса, будь то маркетинг, процессы или HR, семинары или журналы - есть две серьёзных проблемы.

1. Быть харизматиком для российского спикера выгоднее, чем быть специалистом. Рассказывать байки выгоднее, чем давать полезную информацию. Лить воду выгоднее, чем учить конкретным вещам. Потому что если мероприятие проходит в большом зале, больше половины кресел занимают зрители "Дома-2" или "Интернов".Поэтому мне вечно приходится искать какой-то баланс между своим желанием дать участникам мероприятия полезные советы - и их желанием хорошо провести время и развлечься, не слишком напрягаясь. А тебе?

2. Воровать российскому спикеру выгоднее, чем вести собственные разработки или исследования. Потому что аудитория сама ничего не читает, и не способна заметить даже кражу материалов из "Основ маркетинга" Котлера, не говоря уже о менее известных фразах.

Я не знаю, в какой ещё стране, помимо бывшего СССР, спикер может стоять перед залом в 250 человек, внаглую пересказывать содержание чужой книги, входящей в список бестселлеров - и не быть освистанным. Я не знаю, в какой ещё стране автор может прислать в один из ТОП-10 деловых журналов страны статью, которая на 80% украдена у Траута без ссылок на Траута (а из оставшихся 20% три четверти украдены у меня) - и попасть на обложку как автор "материала месяца".

В результате имеем небольшое количество людей, которые действительно учатся - и ещё чёртову уйму людей, которые ходят на какие-то мероприятия и думают, что они учатся.

«"А ведь этот-то ещё из лучших!" - вздохнул Атос...»
1. А я поэтому и не ввязываюсь в образовательные процессы. Хочется рассказать о чем-то серьезном, но на это есть Британка. Ты прав – "хорошо провести время, не напрягаясь". Но это не мой источник доходов, поэтому я просто игнорирую. Если заниматься этим всерьез – надо учитывать конъюнктуру. Поэтому и получается, что трудно сочетать одно с другим. НО! С другой стороны. На позапрошлом Digitale мое выступление оценили лучше всех. Может как раз потому, что я пытался быть серьезным? Это, конечно, случайность... Но ведь и предложение влияет на спрос?

2. Да, так и есть. Дело даже не в воровстве. Просто достаточно прочитать и пересказать книгу. Более того, есть люди, которые продают это как консалтинг. Потому как читать лень, пусть лучше придет специалист и перескажет. А ты говоришь про освистание... Я, честно, был немного шокирован аудиторией на том же D. В сравнении с аудиторией на защите у аспирантов в ФинЭке. Даже пост написал. Вопрос в другом: как такая история развращает лекторов, постоянно снижая планку допустимого. Пример у нас перед глазами...