Про культуру потребления

Не так давно один из взаимных друзей озадачил меня вопросом из области культуры потребления. Быть может она не низкая, а вполне себе сформировавшаяся, просто специфическая, российская? Действительно, если сравнивать наше потребление европейским, то требования к качеству продуктов со стороны российских потребителей значительно ниже, чем среди европейских. Да, в ЕС тоже есть продукция сомнительного качества, и если наши туристы покупают в Финляндии сосиски по 2,5-3 евро за кг, не стоит ждать от них чудес. Они, конечно, дешевле российских "аналогов", но уж точно не вкуснее.

Вопрос не в их цене, а в том, кто их покупает. И далее, вопрос в структуре расходов, которые в конечном счете и формируют культуру потребления. Если затраты на еду в одном хозяйстве не превышают в домашнем хозяйстве больше 10-12% от доходов, а вдругом стремительно подбираются к 50%, ни о каком сравнении "двух культур" речи быть не может.

Ведь культура потребления – это господствующая или самая популярная программа использования общественных благ, так кажется её называют. Т.е. самое популярное распределение ресурсов. И если 40% их расходуется на еду в большинстве домашних хозяйств, значит это и есть соответствующая культура потребления. Не низкая и не высокая. Но при этом "культура потребления" – это не константа, она постоянно меняется, растет или падает. Но относительно чего? Как оценить, насколько изменение в культуре потребления (например, сокращение расходов на еду с 30 до 20 процентов) является положительным (культура растет) или отрицательным. Ведь если высвободившееся 10% потребители стали тратить на образование и путешествия – она растёт. А если на алкогольные напитки?

Даже если оставить в покое старика Бодрийяра Ж. и его негодования по поводу общества потребления, то равно изменение культуры потребления можно считать положительным, если траты на удовлетворение базовых (физиологических) потребностей сокращаются, а траты на получение новых знаний – увеличиваются. Т.е. культура потребления растёт, когда на еду мы тратим меньше, чем на образование. Пусть в самом широком смысле этого слова. В значении изменения отношения к культурным ценностям. Наверное, как-то так.

Тогда понятно, что под "низкой культурой потребления" мы понимаем распределение ресурсов в пользу биологически–необходимых (еда, вода, содержание дома, безопасность), а под "высокой культурой потребление" – доминирование расходов на изучение культурных ценностей, образование и получение новых знаний.

А если проще, то посещение выставки современного искусства должно быть связано с возможностью его понять (высокий образовательный уровень и культура потребления), а не с возможностью там засветиться (низкая культура потребления и низкий образовательный уровень) при равной посещаемости. В этом и отличие м/у культурами потребления.

Recent Posts from This Journal

Культура потребления - это всё-таки понимание того, что потребляется. Осознание выбора. Или традиция.

А, вообще, пустые красивые слова.
Так а в чем противоречие? Выбирать то что потребляешь – это важно. Но это составная часть. Выбирать можно и имея низкую культуру потребления.
Осознавать выбор. Культура - это всё-таки багаж предыдущего опыта и знаний.

Можно восхищаться оперой, можно - частушками Тёти Клавы, что за третьей калиткой от колодца.

Так же и выбор со знанием потребительских свойств и планированием опыта взаимодействия, или по цене за лигрыл.
Безусловно. Я к тому и веду - "багаж предыдущего опыта и знаний" и есть предмет для изучения. Если потреблять не изучая, мы получим как раз низкую культуру потребления.
Социальная реклама - когда один говорит Круто! и сотни покупают - это высоко или низко?

В принципе, учитывая культуру потребления для страны, надо смотреть общества потребителей и независимую экспертизу. Плюс прессу, постоянно вскрывающую отклонения. Плюс государство, не допускающее лажи.

Закон о чистоте пива - это один из основных факторов культуры пивопотребления в Германии. Местная принадлежность и традиции пивоварни - другой.

Я бы делил потребление на осознанное, экономное и спонтанное. Россия - страна спонтанного в сегменте с деньгами и экономного в пенсионерско-народном.
Духовные потребности разовьются в соответствии! (С)Выбегалло
Мне кажется, культура потребления - это всё-таки про осознанность выбора, и про осознанность самого акта потребления :)
Согласен – но само понятие более широкое. Говоря о подходе каждого из нас – соглашусь. Но если мы говорим об обществе в целом? Если акт потребления не осознан – культура низкая. Если осознан – то высокая. Мне показалось, что этого недостаточно. Ведь осознанное потребление – это следствие. Следствие чего? Вот и копаюсь )
Следствие умения расставлять приоритеты? Следствие чувства меры?
...вот так мы и доходим до знаний, которые надо где-то и когда-то получать.
это следствие социального происхождения в первую очередь: если ты ребёнком ел только
био-продукты и ездил с родителями в отпуск не на пляжи майорки и марокко по предложениям "всё включено",
а всъёмный дом вблизи интересного города, где есть культурные предложения типа интересных музеев,
театров и т.д., если ты привык носить обувь определенного качества, то ты никогда не станешь покупать её в Zara
oder H&M потому что ты с детства знаешь, что обувь надо покупать только в профильных магазинах, специализирующихся на продаже обуви.

второй случай - сын ошибок трудных. раз обжегся, два и сделал выводы, что потреблять надо с умом. лучше купить одни дорогие туфли, чем пять пар дешевых. опять-таки среда формирует потребительское поведение.

ну и есть третий, когда денег или совсем много или совсем мало. если совсем много - покупаются марки, часто бездумно, если совсем мало - покупается то, что подешевле.
это я так думаю.
Действительно, раньше за культуру потребления и просвещение (т.е. духовное развитие и образование) отвечали отдельные общественные классы. Собственно, аристократия. Но сейчас такая "классовая специализация" распалась и стало сложнее. Хотя и доступнее.

Но при этом уровень достатка – еще не гарантия высокой культуры потребления. Она ведь не заключается в том, чтобы "не покупать дешевое", а в том, чтобы делать обдуманный выбор. А для этого нужно иметь маркетинговый иммунитет, который появляется с увеличением объема знаний. Но не денег.
вообще-то я говорю как раз о культуре потребления, привитой с детства. именно эти люди не кидают в тележку пачками чипсы с карамельками и солу палеттами. в европе "классовая специализация" налицо и никуда на самом деле не делась. bessere leute, как их называют в германии, в дискаунтах, типа lidl & aldi не закупаются.
просто тут это не бросается в глаза, эти люди не выпячиваются.
в англии ситуация намного жестче в этом плане, чем в германии- там нет практически вообще никаких шансов из одного соц.круга в более высокий перепрыгнуть. во франции тоже самое.
всё это есть и богатые люди на западе почти всегда лучше образованы и лучше воспитаны, чем основная масса.
не умнее и лучше, нет, но лучше воспитаны и образованы, потому что у них больше инструментов для этого, и, как ни странно, их высокомерие является также защитой от хамства : они не опускаются до перепалок с оппонентами, а просто хмыкнув, проходят мимо. а у нас даже известные писательницы в своих жж опускаются до "сам дурак" )),
что уж о других говорить.
Сергей, а не кажется ли тебе, что если два потребителя купили одну модель зомбоящика телевизора, но один смотрит канал "Дискавери", а другой "Дом-2", то возникает забавный парадокс - ведь потребительская модель применительно к технике у них абсолютно одинаковая. И с компьютерами та же история, с гаджетами, с авиабилетами...
Да, согласен. Но от чего возникают эти самые стремление посмотреть "Дом-2" вместо Дискавери или слетать в Египет вместо Рима? "Я знаю что ничего не знаю, но другие не знают и этого" или, более актуально, эффект Даннинга–Крюгера? Новые знания становятся интересными по мере того, как ты в них углубляешься. Мне кажется, что толчок к тому или иному использованию гаджетов и ТВ - где-то раньше. На уровне образования?
Воспитания, скорее уже.

Кроме того, модель на чистой математике работать не будет.

Семья ела "доширак" и пельмени, запивала колой. Перешли на нормальную еду - доля расходов на еду выросла. Санкции, рост курсов валют - опять доля расходов на еду выросла. То есть, если брать в цифрах, то у тебя получается, что культура потребления этой семьи падает.
Да понятно, что математикой одной не обойдешься. Хотя тот же "переход на нормальную еду" связан с ростом доходов и сокращением удельного веса расходов на еду. Т.ч. с большей вероятностью при росте качества еды будет сокращаться и доля затрат на неё в семейном бюджете.

К тому же "нормальная еда" требует серьезной смены распорядка дня (больше времени на приготовление) и зачастую обходится дешевле полуфабрикатов низкого качества. Но это, конечно же, частные случаи.
Спасибо!
Рад, что наш небольшой диалог получил такое продолжение
Нет, это вам спасибо за повод подумать. Не гарантирую верность рассуждений, но для этого как раз есть критика )
Тут есть еще один такой момент по поводу этих сосисок за 2 евро, называется Без меня меня женили. Если конкретней то вот допустим есть сосиски за 10 евро, хорошие может быть даже мясо с ними на одном столе лежало недолго. И есть они в Финляндии. И кто в Финляндию ездил тот их ел. А кто не ездил тот нет. И никогда не поест. Потому что в этом есть тоже вина маркетологов. Именно они откуда то с потолка решают, что мы здесь в России это "Не купим". Вот так вот просто - за нас решают не продав даже пробной партии не сделав даже минимальной рекламы. Просто потому что вот кто-то похожий на описываемого в этом посте рассчитывает по процентам кто сколько тратит и потом выносит вердикт не подлежащий даже практической проверке. Напоминает анекдот про хохла и сало "Ты его не будешь. А почему? -Тому шо я те не дам". А между прочим, культура потребления еще и в этом выражается, чтобы например вместо поганой табуретовки за 300 рублей пить хорошую водку за 1200 рублей. Реже, но лучше. А может и не реже, это уж кто как желает. Ведь эти проценты они тоже разные, кто-то может быть 60% Тратит зато на ЧТО именно, это же не уточняется. И кстати за кризис, замечаю подобное явление, правда пока не в еде, а в электронике (я увлекаюсь компьютерами) - некоторые вещи вместо того чтобы дорожать, попросту исчезают из продажи. Причем неплохие, просто кто-то решает, что образно вместо 100гр колбасы мы лучше купим килограмм очисток, поэтому колбасу и закупать не стоит теперь. А до еды это не дойдет лишь потому что еда по такому принципу продается изначально.