Малый бизнес, который остается малым

Из опроса, который я проводил пару постов ниже, можно сделать вполне очевидные выводы. Для меня не секрет, что многие компании на рынке малого и даже среднего бизнеса боятся обратиться к нам за услугами, считая, что это не их формат. Да, мы не делаем различий в предложениях, как и не делаем разницы в самих работах и их оценке: для малого, среднего и крупного бизнеса условия едины и стандартны. На эту тему я уже писал: не формат бизнеса определяет цену, а количество решаемых задач.

Но при этом проблема, как часто выясняется, вовсе не в ценообразовании. Основной барьер связан не с этим, а с особенностью мышления "малого бизнеса", носящего исключительно тактический характер. Я не знаю ни одного инструмента маркетинга крупного бизнеса, который нельзя было бы использовать в среднем или малом. Размер бюджетов – да. У ATL и BTL мероприятий есть свои нижние пороги эффективности, за которые не стоит выходить. Как количественные, так и качественные. Но сам инструментарий – идентичен. Так же как и идентичен процесс посторения планов.

Почему-то мы часто забываем, что большинство крупных бизнесов выросло из малых. Начиная от Жилетт и заканчивая Apple. У нас такого опыта пока не много, но он существует. В основе далеко не каждого бизнеса лежал административный ресурс и деньги партии, криминал и мошенничество. Есть много примеров на слуху, есть много примеров "в тишине" – людей которые смогли из небольшого бизнеса или идеи сделать компании среднего и крупного бизнеса. В чем их отличие? В амбизциозности планов? В смелых действиях?

Ведь они не родились крупными. Да, удача сопутствовала многим, но если сравнить количество тех, кому повезло с теми, кто извлек из этого долгосрочные выгоды – удача как инструмент уйдет на второй план. А что же останется? "Воля и видение"? Да, вполне возможно.

Самое сложное в малом бизнесе – это занимать не своё место. Казалось бы, ты не наёмный сотрудник, ты бизнесмен. Ты сделал осознанный выбор в пользу более рискованного способа получения дохода в обмен на стабильность, которую гарантирует наниматель. Т.е. в обмен на регулярную зарплату. Но при этом самый частый аругумент малого бизнеса и ИП – "мне не на что развиваться, мне надо кормить семью". Под заботой о ближних скрывается самый безответственный из бизнесменов: всё время рисковать, ставя на кон благосостояние ближних лишь для того, чтобы обеспечить их самым необходимым – это не бизнес. Это неспособность найти работу в соответствии с компетенцией или сама по себе низкая компетенция, которая случайным образом компенсируется из индивидуального предпринимательства. И проблема "прокормить" будет стоять вечно. Потому как уход в бизнес – это не осмысленное действие, а вынужденное. Да, многие попали в ситуацию не по своей воли, но большинство из них попав – прекратили своё развитие.

И в этом огромная беда, следствие "не своего места" и трагедия малого бизнеса. В прекращении развития. Далеко не все способны двигаться дальше – а в этом и есть суть "предпринимательской способности" – находиться в постоянном поиске и движении вперед. Этим предприниматель и отличается от наёмного сотрудника: он ищет и ставит задачи. Постоянно. Это суть конкуренции и экономического развития. Это "зона комфорта" предпринимателя, у которого выход из этой зоны есть бездействие.

Малому бизнесу катастрофически нехватает веры в себя, терпения и навыков менеджемента. Я, собственно, сам представитель такого бизнеса и уже могу учиться на своих же ошибках. Но откуда взять веру в себя? Из знаний. Откуда взять терпение? Из понимания целей и выигрыша от их достижения. Навыкам менеджмента (фактически, навыкам делегирования) необходимо учиться. Делать всё самому – это так же путь в никуда. Уметь сначала заразить идеей, а потом добиться результата – навык крайне важный.

И вот мы подходим к самому главному. К идее. Именно это отличает стагнирующий малый бизнес от развивающегося в средний и крупный. Я считаю, что идея лежит в основе любого бизнеса. Просто мы зачастую её забываем. В рутине, в решении текущих проблем, в тактике, мы забываем за чем и с какой целью создали бизнес, что нас мотивировало и какими мы бы хотели быть в идеале. "Мы" в нашем бизнесе – это и собственник, и продукт, и сама компания. Нераздельная сущность. И формализовать эту сущность, облечь её в понятную форму, возбудить к ней интерес – и есть наша работа. Не придумать из воздуха, а сформулировать правильно и понятно то, что когда-то легло в основу идеи "а не организовать ли мне что-то своё?". И, получается, что чем ближе к старту находится бизнес, тем важнее для него не потерять фокус. Ведь он поможет оптимизировать процесс получения знаний и вырастить свою компетенцию, четко понять зачем мы всё это делаем и почему нас предпочитают другим... Да в конце концов красиво рассказать о себе своим же сотрудникам, дав и им веру в себя и стимул к развитию. Очень важно превратить бесцельную рутину рядового работника в осмысленную деятельность, квест, один из этапов достижения цели, которая выгодна всем. А если еще он испытает гордость за свой продукты и свой, пусть еще маленький, но бренд – это будет победой.

И тогда малый бизнес начнет приобретать именно тот формат, который сейчас так пристально изучают специалисты экономических школ и авторы бизнес–бестселлеров. Когда о крупных компаниях было написано всё, взор их обратился на средний бизнес и ниже – на бренды "второго уровня", специализированные и небольшие бизнесы, производящие лучшие продукты и имеющие показатели рентабельности и прибыльности куда выше, чем глобальные монстры (конечно, в относительных показателях). Ведь далеко не всегда необходимо стать самым известным, чтобы быть самым лучшим. Далеко не всегда необходимо стремиться в самые широкие сегменты, чтобы найти там признание потребителей. Но при этом обязательным атрибутом будет развитие. Органический рост или даже искусственно сдерживаемый рост, который позволяет не растерять те идеи, которые были заложены в бизнес изначально. Потому как они понятны и четко сформулированы.

Для того, чтобы стать по-настоящему большим, малому бизнесу нужен не количественный рост, а признание потребителей. Только через такое признание он начинает расти и вырастает не в мыльный пузырь, а в компанию с историей. Признание потребителей – это разделение вашего взгляда на ваш продукт, не важно сервис это или товар. И не объем продаж будет тому показателем – ведь продавать много можно просто там где пусто. Именно конкурентный рынок может стать настоящей проверкой для вашего продукта и площадкой для признания. Поэтому важно что, кому и как вы о себе на нём расскажете, что пообщаете и что получит потребитель в результате ваших с ним отношений. Как видите, количеством полученных от него денег ограничиться не удастся. Ориентироваться лишь на финансовый результат текущего периода очень хочется, но невозможно, если ваша цель – это больше чем просто "выжить".

Recent Posts from This Journal

ИМХО, малый бизнес - прибежище кустарей. Пусть даже человек профессионал в какой то области и в ней будет использовать профессиональные решения, в остальных областях он будет вынужден использовать кустарные поделки. Потому как если он обратится за решением в специализированную фирму, то ему всучат профессиональное решение, по цене в 10-100 выше.

Проблема в том, что профессиональные решения задорого, зачастую классический пример overkill, которые обладают чудовищной избыточностью для размера и формата заказчика.
Другой крайностью являются кустарные решения "из говна и палок" сделанные практически забесплатно, там уровень ниже всякой критики.

Середины зачастую на рынке нет, т.е. задешево предлагают ту же кустарщину в чуть лучшей упаковке.
Но, кризис ситуацию постепенно меняет, "крупняк", который с мелкими заказами раньше не связывался начинает сотрудничать по более вменяемым ценам.
Так ведь на это и есть рынок – профессионализм предпринимателя в том числе определяется и выбором правильных партнеров. Сверхдорогое и избыточное решение ни чем не лучше сверхдешевого недостаточного. А появляются они потому, что цели не ясны или компетенций не хватает. И в этом тоже проблема: понять что же необходимо на самом деле.
Кстати, а почему обязательно всегда надо стремиться к росту? Нет, я понимаю, что СЧИТАЕТСЯ, что рост - хорошо и это есть настоящий прогресс для компании и бизнесмена, но вот положа руку на сердце... Я бы сказала, что у малого бизнеса есть свои преимущества. При грамотном подходе маленькая компания более гибкая, в ней меньше бардака и абсурдных процессов и инструкций. И лучше сервис. Если бизнесмену дорога жизнь и рассудок и он не стремится к вечной "гонке вооружений" - он не обязательно дурак. Возможно, ему просто так хорошо )) Но такого бизнесмена отличить довольно просто - он не ноет, что "хотел бы развиваться, но".
Я работала в крупных и очень крупных компаниях. В том числе на руководящих позициях. Тоска. Честно.
Про рост количественный я уже писал. Но есть еще и рост качественный. И его не избежать, хотя многие думают иначе. Конкуренция всё время "повышает планку" и даже если ты не растешь "в штуках", тебе приходится расти в качестве. Постоянно думать о том, как быть вкуснее, красивее, удобнее, проще... Сервис – это самая сильная сторона малого бизнеса. Но и в нём надо постоянно расти, потому как над ним постоянно работают и окружающие. Т.ч. не участвовать в "гонке вооружений" просто нельзя. Такова природа бизнеса.
А у меня простой вопрос - ЗАЧЕМ? Зачем малому бизнесу расти в средний и крупный?

Ведь из-за роста упадет качество - неизбежно, появятся "левые" люди, которые не приносят пользы... Появятся "левые" расходы - это все неизбежно.

Словом, увеличится все: обороты, зарплатный фонд, издержки... Но зачем, если при этом доход предпринимателя не увеличится, а качество самой работы - упадет?
А если из-за роста качество вырастет? Станут доступны новые технологии (производства), уменьшится себестоимость или увеличится ценность продукта? Количественный рост сам по себе особого смысла не имеет. Но количественный рост может быть следствием, а не причиной. Неудовлетворенный спрос, низкое качество "кустарного" продукта, недоступность технологий... Вот причины.
Основная проблема роста малого бизнеса - персонал. Плюс, при прибавлении нового человека в команду производительность увеличивается не на +1, а на +1/<количество народа>.

Плюс издержки растут до определённого момента быстрее оборота.
Не согласен. Не персонал.
Проблема роста - неумение строить бизнес предпринимателем.
В кризис чаще страдает средний сегмент бизнеса, основанный на решениях для среднего класса потребителей.
А как быть с малыми хозяйствами во Франции, Швейцарии, Германии, Италии
и т.д., которые производят малыми партиями сыры, вина, масла и прочее
такого качества, которое многие европейцы отовариваривающиеся в
дискаунтах и представить себе не могут? Что с ними-то? они ведь в основном
живут на то, что зарабатывают, инвестируют помаленьку только в орудия производства
и не делают практически никакой рекламы, потому что у них на корню все скупает ближайший
ресторан и соседи. И они не растут, и не хотят расти, просто потому что они хотят жить,
а не пахать всю жизнь. Им хватает заработка на нормальную по их понятиям жизнь,
а к сверхприбылям они не стремятся. Они что же, не предприниматели, oder was?
А я ждал подобный вопрос )

Проблема в том, что мы находимся на совершенно разных стадиях развития рынка. Они искали свою нишу, нашли её и работают с минимальными рисками и прогнозируемым спросом. И, что немаловажно, с понятной доходностью, обеспечивающей удовлетворение потребностей. Наш бизнес пока еще в поиске, поэтому такой подход к предпринимательству у нас просто не возможен. Для этого нет соответствующей "инфраструктуры": правовой системы, понятных правил игры, законодательной базы и стабильности.
а малый ли бизнес?
Проблема в том, что подавляющее большинство предпринимателей - это самозанятость. Даже со штатом в сотню сотрудников. С нерегламентированными бизнес-процессами. И перейти из самозанятости в управление бизнесом - сложно.

>боятся обратиться к нам за услугами, считая, что это не их формат.
Взаимодействовать (аутсорс) в этом случае сложно.
Привычка брать на себя всю ответственность за результат.


Edited at 2015-09-02 07:11 pm (UTC)
Re: а малый ли бизнес?
Проблему делегирования я упоминал. Но если она основная причина (с чем я склонен согласиться), то значит основная проблема перехода от малого масштаба к более серьезному – это недоверие?
Сет Годин в "Библии бутстреппера" (если не ошибаюсь)пишет о необходимости признать и разделить четко на старте -кто ты. Ремесленник или именно предприниматель. И,исходя из этого , строить бизнес. Но - и то, и другое - бизнес.

Предпринимателю, в принципе, все равно чем заниматься. Вот ему , как я думаю, и нужен рост в средние и крупные предприятия. А ремесленнику - это совсем не обязательно. У него изначально другие цели и задачи.
"Для меня не секрет, что многие компании на рынке малого и даже среднего бизнеса боятся обратиться к нам за услугами, считая, что это не их формат." - ну и как это понимать? Сапожник без сапог?
Многие – это еще не все. Пока мы себя работой обеспечиваем, но представление что "мы здесь, а вы где-то там далеко" – существует. Очень часто так бывает, что масштаб изменений, от которых "захватывает дух" оказывается не такой и сложной задачей. Условно, идея внедрения в производство продуктов, интегрированных с современными девайсами типа смартфонов, вселяет ужас, а обходится в крайне малую сумму и делается из компонентов, которые собираются как Lego. И таких примеров много... Но ведь современные технологии развиваются, и всё меньше и меньше вещей надо делать "с нуля".