Готовиться к худшему. Гипотезы об изменениях в потребительских предпочтениях

Последние пару недель решил заняться прогнозированием. Даже не им, а скорее выстраиванием гипотез на будущее. Баррель 30 и доллар выше ста – это уже перспектива вполне реальная, а не крайне пессимистический сценарий развития. Паниковать смысла нет, но есть смысл готовиться к худшему. Почему? Потому как если до этого не дойдет и мы не вернемся в середину 90-х, то такая подготовка просто не помешает.

Но если вспомнить "лихие 90-е", то ситуация выглядит намного сложнее. Помните первые зарубежные туры? Две недели в Египте и Турции за 300 долларов. С учетом инфляции эти суммы утроились, в отличии от доходов Россиян в валютном эквиваленте. Первый раз я оказался за границей, проведя 10 дней в Лондоне. Я хорошо помню, это стоило 550 долларов США включая перелет и проживание. Конечно, не в South Kensington, а в далёком Wimbledon. Сейчас билеты стоят дороже или около того.

Но это лирика, хотя понятно, что 300 долларов 20-летней давности, которые считались неплохой зарплатой, уже давно стоят по-другому. Поэтому поездки заграницу, особенно в развитые страны, и так доступные лишь 5% населения, перестанут быть доступными вообще. Но давайте подходить системнее.

Если попытаться предположить, как изменится потребительское поведение, то начать надо с анализа источников, рассказывающих о том, как сэкономить. "10 способов уменьшить расходы" и "экономьте до 40% бюджета безболезненно" – это как раз те материалы, которыми будут руководствоваться ищущие возможность сохранить свой образ жизни. Если эти источники систематизировать, да и проанализировать поведение, то можно выделить три основных тренда:


1. То что нельзя исключить, нужно заменить.
Это откат к низкокачественным продуктам. Мы уже практически смирились с соевыми белками и пальмовым маслом в категории мясопереработки и сырах, порошковым молоком и теми же белками и маслами в молочной продукции. Это тренд, который будет нарастать. Но рассчитывать на спрос в сегментах качественных продуктов питания – нельзя. Первые кто пострадает – это продавцы "фермерских продуктов" и премиум сегмента молочной продукции. Второе – это рынок фасованных изделий. Здесь однозначного мнения нет, но мне видится, что доля продуктов, продаваемых на вес будет расти. Потому как это выгодно. Сюда можно отнести и группу снэков, деликатесные нарезки и т.п. Всё, что ведет к увеличению цены продажи за счет формата упаковки – попадет в зону риска. Проблема и сложность в том, что магазины будут вводить на ценнике дополнительную информацию "цена за килограмм". И платить за 100-граммовую упаковку буженины, нашпигованной растительным белком из расчета 1500 рублей за кг – будут готовы не многие. А значит это прилавок и "сколько вешать в граммах".

С другой стороны, если смотреть на примеры развивающихся стран, там есть спрос на фасованные продукты, но либо на микропорции (например, банка тушенки на 1 раз, побаловать себя), либо на эконом-паки. Последнее уже для зажиточных. Тех, кто может потратить единовременно большую сумму, совершив выгодную покупку. Например, с зарплаты.

2. Сокращение мелких и напрасных расходов.
Продолжая тему нефасованных продуктов, скажем "привет" партизанскому маркетингу. Всё, что увеличивает чек, не удовлетворяя потребность, будет подвержено ревизии. "Водичка" в кафе, товары "в дорогу", пакеты в магазине, легкий перекус – всё это напрасные расходы, на которые мы не обращаем внимание сейчас, и за которыми придется следить в ближайшем будущем. Но если посмотреть на процесс шире, картинка меняется. Мы получаем все атрибуты бедности: альтернатива рознице - покупка с рук и поездка за продуктами "на базу", крупнооптовые склады и дискаунтеры вместо магазинов у дома, и т.д. и т.п. Маршрутка для богатых, общественный транспорт для бедных, такси вообще неизвестно для кого (для иностранцев). Всё это тоже зона риска. При этом мотив один – сокращение чека. Всё лишнее будет вымываться. А это лишнее называется "цивилизованное потребление". Вспомните "Балтику", продающую пиво с машин у метро, и тут же принимающую бутылки назад. Это их время.

И это еще не всё: потребителям предстоит пересмотр тарифных планов, сокращение потребления известных брендов, возврат к наличиным от банковских карт и экономия на многих вещах, включаяя одежду и обувь, туризм (даже локальный, не просто внутренний), готовые полуфабрикаты и, конечно, общепит. Хотя с последним не всё очевидно: дешевые рестораны (скорее кафе), магазинные сладости и алкоголь - это источники роста, о которых ниже.

3. Дешевизна в ущерб качеству
Такая продажа с колёс, как в примере с "Балтикой" (или, говоря языком стратегии, вертикальная интеграция) будет необходимой, но недостаточной мерой. Больше и дешевле – это основной тренд. Если сейчас, как говорят специалисты, из понятийного аппарата слово качество исключается, когда открываешь дверь дискаунтеров типа Zara и H&M, то скоро к ним добавятся еще и магазины сегмента FMCG. В Петербурге есть такой пример - гипермаркет "Народный". Настаёт его время. В лучшем случае.

Современные технологии уже давно позволяют обмануть наши рецепторы. Еще в 2005-06 годах можно было сделать вкусную (в представлениях среднего сегмента) сосиску, не используя мясо вообще. За 10 лет эти технологии очень сильно шагнули вперед, и из одной биомассы можно лепить всё что угодно: от "свинины для запекания" до "киевского торта". Вспоминается ресторанное меню из фильма "Бразилия" (Brazil). А российскому покупателю (в большинстве своем) вкус натуральных продуктов известен лишь по своим собственным заготовкам.

Это, на мой взгляд, три основных тренда или направления, по которым будет меняться спрос. Но при этом говорить исключительно о падении рынков слишком пессимистично. Будет что-то и развиваться.

Для себя я выделил несколько гипотез, связанных именно с ростом во время этого, не побоюсь, кошмара, который ждет впереди. И "зоны роста" являются производными от трендов падения, если можно так сказать.

1. Нефасованные продукты и изменения в форматах упаковки позволят производителям удержатся на плаву, хоть и в тесной конкуренции с СТМ торговых сетей. Если принимать за внимание "цену чека" (я могу потратить лишь 300 рублей), то чем гибче будет предложение, тем проще будет выбрать покупателю то, что по карману. Т.е. можно говорить о нефасовке в базовом сегменте и микроформатах в сегментах выше, позволяющих купить столько, сколько можно съесть за один раз, "полакомиться". Это страшное слово опять входит в оборот. Хороший маркер
2. Вертикальная интеграция. Это ответ СТМ от производителей. Исключение посредников из цепочки продукт–покупатель. Вертикальная интеграция нужна как ритейлерам (то, что уже делает "Магнит"), так и производителям (у меня под носом "Великолукский мясокомбинат" с собственной сетью магазинов).
3. Магазины алкоголя. Спрос на него будет расти, причем не в базовом, а в среднем сегменте. Покупка алкоголя будет замещать поход в ресторан, где бутылка вина будет стоить слишком дорого. (Может, пересмотреть ресторанную модель?).
4. Сервис. Сервис. Сервис. Сервис одежды и обуви (если, конечно, они достаточно высокого качества). Автомобильный сервис – новый автомобиль прийдется исключить. Сервис бытовой техники и электроники и продажа всевозможных запчастей, аксессуаров и приспособ для DIY. Вообще тема "сделай сам" будет развиваться – это и модно и дешево. Например, купить досок, взять в аренду станок и сделать шкаф самому по проекту, скачанному из сети.
5. К сетевым приблудам – прайс-чекинг. Вместо Яндекс.Маркет с бытовой техникой - Яндекс.Продукты с возможностью в режиме реального времени сравнить цены в "Пятерочке" и "Магните". Фантастика? Возможно. Но мы говорим о том, что востребовано со стороны потребителей.
6. Дешевые сладости. Не важно из чего, главное чтобы вкусно.
7. Аптечные дискаунтеры и дженерики
8. Всевозможные счетчики и системы энергосбережения с учетом того, что в ЖКХ рост тарифов скорее всего будет значительный.

Вот такие гипотезы. Не путать с прогнозами.
Предлагаю дополнять, обсуждать и критиковать. Возможно, кто-то найдет выход для своего бизнеса или возможности для нового.



Recent Posts from This Journal

нормальный прогноз, без апокалиптических голодных бунтов и анархии -)
и позитивно, что избалованное потреблядство отвалится...
а значительная часть людей все эти годы так и жила, как описано тут, и ниче...
правда, теперь и им придется худо... -(
Проблема в том, что "худо" придётся не кому-то конкретному, а всем. Можно считать двадцать лет выкинутыми из жизни, например. Но это уже все зависит от субъективных оценок. Выиграют только маргиналы и неудачники, которые станут "жить как все". Но это упадническая логика, её мы не рассматриваем )
По вашему мнению в новой экономической обстановке что будет считаться премиумом и лакшари?
лично я ненавижу пластиковую упаковку продуктов из
супермаркетов. кстати сейчас в тренде
прямо в магазине выбрасывать в спец.контайнер для бумаги
картонную упаковку. то есть, купил ты, к примеру пиццу, вынимаешь
её из картонной коробки а там она ещё в пластиковую плётку закатана.
коробку выбрасываешь прямо в магазине.

Я мечтаю о временах, когда всё будет только в бумагу и картон упаковано,
а вода и др. жидкости в стекло, и никакого пластика. Пакеты тряпошные и бумажные -
их и сейчас уже полно везде, но вот ведь до сих пор идиоты покупают пластиковые
пакеты в магазинах. повбывав бы...

Пластик дешевле бумаги. Сейчас скорее всего бумажные пакеты могут пропасть из маркетов вообще.
Ну...есть два варианта...Меньше тратить (так сказать оптимизировать расходы) и больше работать. Я выбираю ОБА!
Чтобы корова меньше ела и больше давала молока, её нужно меньше кормить и больше доить)))
А что насчет сферы ивент-услуг? Концерты, выставки, кинцо - вот это вот все. То есть понятно, что тоже просядет, но насколько сильно и за счет чего внимание потребителя может компенсироваться?

Экономика должна быть экономной! Во как!

Как тамвсего год назад орали ватаны, что тополь санкций не боится, а сейчас считают копийки. Бензоколонка вообразившая себя страной на поверку оказалась простой бензоколонкой, как только упала цена на нефть.
>копийки

ой, на Украине в отсутствие позитива внутри страны становится популярным "шо там у кацапов"?
текст какого то псевдоинтелегентика даже не продполагающего что будет на самом деле.
Пара вопросов
1. возврат к наличиным от банковских карт

Почему? Черная зарплата или еще какие то другие причины? Тут прошу учесть что карты не только кредитные бывают, дебетовые тоже?

2. Вместо Яндекс.Маркет с бытовой техникой - Яндекс.Продукты с возможностью в режиме реального времени сравнить цены в "Пятерочке" и "Магните"

Почему до сих пор не придумано? Ведь идея то в общем хорошая - начиная от того что просто знать что в этом магазине хотя бы ЕСТЬ то что именно хочешь, а не идти наугад возвращаясь ни с чем (кто любит себе приготовить конкретное блюдо, а не "пожрать", тот поймет), заканчивая тем что магазинам так будет проще привлечь покупателей, кому то "О в Магните появились сушеные хвосты мамонта, давно искал", а кому то и в соседний район за дешевой гречкой ломануться не проблема, тот же Народный это подтверждает на практике. И что характерно, идея на поверхности лежит, расширить яндекс маркет до ВСЕГО, можно и Яндекс Услуги добавить, порой то что в твоем районе открылось новое кафе, парикмахерская да даже и просто будка сапожника узнаешь случайно и через много времени.
Re: Пара вопросов
Про банковские карты логика простая:

Посмотрите на все эти советы о личной экономической эффективности: один из первых – "платите наличными". Это помогает трезвее относиться к своим финансам при отсутствующей финансовой грамотности. Карты никуда не денутся, просто с них будут снимать деньги и платить налом. Как делает большинство и сейчас, не доверяя банкоматам. Просто таких, на мой взгляд, будет больше. А это 2-3% "лишних" трат для, например, магазинов (комиссионные при оплате картами).

А по второму - в price cheking такого уровня очень сложно поддерживать актуальную информацию. И она явно конфликтует с наукой о мерчандайзинге )

Edited at 2015-08-20 07:51 am (UTC)
хороший разбор. без паники и тенденции уловлены верно. то что описано в последней части, ну за некоторыми исключениями-это может быть новинкой для жителей больших городов привыкших к роскоши потребления. для небогатых слоёв населения и жителей провинции- давно уже реальность. те кто понял эту тему и используют это и сейчас несмотря на небольшую зарплату живут неплохо.
про магазин "Народный". на себе прочувствовано. был период, покупали продукты там, довольно долго (копили на машину), пока в один прекрасный день мне чуть ноги не отдавили в давке, а пожилой женщине нос разбили. это привезли картошку по 2 рубля за кило, и народ ломанулся набирать. я плюнул, оставил тележку и вышел. больше там не был, мое здоровье и нервы дороже)
мне кажется, на подобном умерщвлении плоти (покупать подешевле картошку и туалетную бумагу) много не сэкономишь, потому что доля в структуре расходов и так была ерундовой. Но это основная ошибка, в которую скатываются экономящие: резать на всякой ерунде в ущерб элементарному комфорту. Не только люди, компании тоже.

Есть одна базовая штука, которую вы забыли в своем анализе. Люди, которые плохо питаются, черезмернр много работают, взбодряются кофе и давят стресс алкоголем - становятся ограниченными в мышлении. Им не до разбирания в сложных мануалах по сборке шкафа или развесистой дискоунт системе.
Поэтому, я бы добавил для всех оптимизационных рецептов главное условие - волшебная простота!
Помните, "магнит на бензошланг и экономия до 30% топлива"?
Непаханное поле для мошенников.

)))

Я старюсь в это поле с советами вообще не заходить. Изначально предполагаю что воровство и мошенничество не считаются приемлемыми способами экономии. Этих советов и без меня хватает.

Но про простоту - согласен. Причем маленький бонус сейчас важнее выигрыша "потом". Просто и сразу.