Извлечение прибыли vs радости жизни. Не простой, но очевидный выбор для бизнеса

Совсем недавно я столкнулся с одной странной компанией. Это не очень крупный, но достаточно популярный производитель обуви, который очень странным образом оформляет свои витрины и корнеры. Вот он - весьма известный Tom's. В оформлении используется много текстовой информации, а девиз - We are in business to help improve lives. Т.е. своей миссией они видят помощь нуждающемся а всю прибыль не распределяют между собственниками, а направляют на благотворительные программы. Но отличие этого бизнеса от меценатства, что он был создан специально для того, чтобы финансировать благотоврительные организации. Т.е. целью этого бизнеса вовсе простое "извлечение прибыли".

Вообще, "извлечение прибыли" – это самая глупая формулировка целей бизнеса, хотя и часто встречающаяся. Она очень популярна благодаря одному простому факту – это стандартная формулировка устава предприятия, который, естественно, у нас никто не пишет самостоятельно, а пользуются лишь шаблонами. Вот в таком шаблоне родом из начала 90-х четко записано: "цель коммерческой организации – извлечение прибыли". Но это не суть бизнеса, а отличие коммерческой организации от некоммерческой. А вовсе не цель бизнеса, как принято считать.

А цели бизнеса – могут быть разнообразными. И если "поскрести по сусекам", то выяснится, что прибыль – далеко не самая популярная и не первоочередная задача компании, даже самой крупной. Да, для многих компаний ключевым является благосостояние её инвесторов, но не прибыль. Стабильный доход, но не максимизация финансового результата года работы. Это скорее цель наёмных менеджеров, доходы которых зависят от KPI, рассчитываемого по итогам годовой деятельности. Но никак ни цель бизнеса.

Целью бизнеса может быть благосостояние собственников, положение на рынке, авторитет, репутация, благотворительность, развитие общества, повышение культуры потребления или рост компетенции... И, как вы видите, деньги здесь всего лишь "один из"...  Задайтесь простым вопросом: готовы ли вы ради получения дополнительного дохода постоянно менять собственный бизнес, успевая за всеми рыночными возможностями? Еще совсем недавно ответ был весьма однозначен - "конечно!". Но пара последних кризисов эту однозначность подточила. Такие предприниматели "без фокуса" вымываются с рынка, потому как они неконкурентны. И чем выше твои компетенции, тем осторожнее ты гонешься за теми возможностями, что временно предоставляет рынок.

А если хватаешься за любую – может быть просто компетенций пока недостаточно для любого предпринимательства? Может просто ты еще не нашел себя в бизнесе? Это нормально, но стоит помнить, что и доход и удовольствие он приносит лишь тогда, когда ты занимаешься любимым делом, отлично в нем разбираясь. Иначе всю жизнь придется гоняться не за благосостоянием, а за возможностью разово заработать. Это помогает решить свои финансовые проблемы, но не избавиться от них навсегда. И никогда не доставляет радости. Несчастных бывших бизнесменов – очень много. Стоит ли к ним присоединяться? Или же стоит мысли о прибыли принимать во внимание как погоду, но искать вдохновение не в презренном металле, а в том, что делает жизнь комфортнее, стимулирует к самосовершенствованию и творчеству? К работе, которая радует каждый день? Это уместно в любой сфере бизнеса – от юридических услуг до тяжелого машиностроения. К счастью.

Tags:
Хотелось бы возразить.
Иногда я думаю, что единственной целью бизнеса может быть только "положение на рынке".

Мне могут возразить, что "нету такой коммерческой сделки, которую бы отбросил (не совершил бы) бизнесмен ради 1000% прибыли". Это верно, но это ничего не меняет, посколько является как бы "спорадической удачей",
что совсем не отменяет главного - предыдущего тезиса.


Есть, правда, и еще опасность, что интуитивно бизнесмен "положение на рынке" как раз и определяет ошибочно= "многа бабла" :) :) Но такие на самом деле ведь не способны эластично меняться? Даже ради бабла.

Скорей наоборот - здесь Вы прав, Сергей - они будут упорствовать "до конца" и в кризис разорятся.
Re: Хотелось бы возразить.
Здесь все сложно. Традиционно, размером бизнеса и измеряется успешность предприятия или предпринимателя. Оборотами, количеством сотрудников, долей рынка... Это спорт. Азарт. Амбиции. Это не про деньги. Хотя "как бы" это про них. В надежде.
Есть прибыль "близкая", есть "отложенная". Бизнес просто оптимизирует отдачу от вложений с учётом перспектив и рисков.