Про риск погрузиться слишком глубоко

Так бывает, что ты погружаешься в проект и не в силах остановиться. Хочется копать всё глубже и глубже, выходя за пределы поставленной задачи. Так у нас сильно добавилось знаний по многим предметам: от кулинарии и путешествий до физики звука и основ конструкторской деятельности. Когда важны детали, то становится очень сложно пройти мимо них. И часто бывает, что детализация вроде бы излишняя... но ведь эти мелочи и создают в конце концов те продукты, которые мы любим "за", а некоторые даже "вопреки". Я не сторонник подхода "важна каждая деталь" – мне по душе другая формулировка: "важна главная деталь". Но вот эта главная деталь – у каждого своя. И для того, чтобы её нащупать, порой приходится пересматривать все. Внутри себя, между собой или с клиентом. И всегда есть риск сорваться и перейти от концептуальной работы к практической, от абстракций и направлений к технической реализации. Особо сильно это ощущается на этапе дизайна, когда у создающих объекты начинают "гореть глаза" и хочется сделать не просто концепцию, а полностью готовый продукт. Но ведь это уже совсем другой бизнес. Манящий, привлекательный, но другой.

Вопрос: а как вы боретесь с подобным искушением?

Бороться не научились. Как правило, охлаждают сами заказчики, когда открыто говорят, что им это не нужно. В этот момент понимаешь, что горишь проектом больше заказчиков, наступает смерть проекта.
мы пользуемся притчей о трех каменщиках.

три каменщика работали рядом. всех их спросили, чем они занимаются.

"я зарабатываю деньги" - ответил первый
"я кладу камень в эту стену" - ответил второй
"я строю прекрасный замок" - ответил третий.

пока мы измеряем ценность нашей работы деньгами - клиент становится только источником заработка, а время, затраченное на работу - расходами. Это приводит к деградации.
Когда мы видим в очередной работе камень - картинку или рекламный ролик - он становится целью и смыслом, а клиент - помехой, которая не дает исполнить работу идеально. Это тупик.

Теперь мы строим замки.
Создавая красивую работу, вкладывая в нее столько сил, чтобы она стала действительно хороша, мы в первую очередь решаем важную задачу нашего клиента, даем ему "кусочек пазла" для его собственного успеха.
Его успех приводит к тому, что его бизнес развивается - и он счастлив, его сотрудники получают премии - и они счастливы, новые люди получат у него работу, а их семьи - больше денег и возможностей. Клиенты его бизнеса получат больше качественных услуг, а если это услуги для их бизнесов, то и у них дела пойдут лучше...

В итоге, делая свою работу - мы создаем то, что помогает нашему клиенту улучшать мир. Мы помогаем сразу многим людям. Стоит ли говорить, что эта ценность выше денег, которые мы получаем за работу, выше нашего самомнения как исполнителей, и в первую очередь мы хотим создать самый подходящий кусочек этого "пазла" всеобщего счастья.

Эта философия мотивирует дотошно разбираться в предмете и удерживает от тех движений, которые мешают достижению действительно нужного клиенту результата. Либо если эти движения очень хочется делать, то в большинстве случаев, мы предлагаем их клиенту и чаще всего настолько попадаем в его потребности, что получаем больший объем работы или больший уровень доверия.
правда, есть оговорка. мы не со всеми клиентами вообще начинаем работать. А только с теми, кому как мы чувствуем, нужен именно такой, как у нас, подход к работе.
Это крутой подход, согласен. Но вопрос: как точно оценить её границы?
Границы чего именно? Насколько глубоко вникать? Что делать, а что уже не надо?
Границы самой работы. Можно увлечься. Вопрос не в том, что сделать больше оговоренного. Вопрос в том, на сколько необходимо "сращиваться" с клиентом – ведь тогда можно потерять "холодный ум", т.е. сторонний и критический взгляд на задачу и её решение.
пока что ни разу не столкнулись с проблемой "переработки" или "сращивания". скорее это похоже на работу врача, когда надо вылечить совершенно конкретное заболевание. нет смысла назначать лишние лекарства или вырезать дополнительный орган, например. Если вы сочувствуете пациенту, то можно назначить дополнительно обезболивающее или витамины - они не повредят. Но это не будет огромной переработкой.

Прошу прощения за такие конкретные сравнения. если например, на более близком нам примере - делаем сейчас инфографику для документального кино. нужны карты сражений на Балтике, причем бюджетно.
Мы понимаем, что раз это документальное кино, то нужно, чтобы было достоверно и понятно - это самое важное. Поэтому мы направляем силы на то, чтобы в первую очередь разбраться в задаче технически и сделать технически грамотно. Затем режиссер просит придумать что-то красивее. Но нам не приходит в голову, что надо жертвовать понятностью. мы еще раз вникаем, и понимаем, что недооценили эмоциональный подход режиссера к монтажу. И добавляем динамики в пролетах камеры. Картинка становится более эмоциональной, не теряя достоверности и понятности. Задача решена именно так, как и надо - документальный фильм получает иллюстрацию, в сдержанном стиле, понятную, и при этом даже с эмоциями. Мы не перебрали бюджет и собственные ресурсы. Все счастливы)

Если бы мы делали карты для художественного кино, мы в первую очередь изучили бы общий стиль фильма, поработали бы с главным режиссером и художником картины, много внимания отвели бы визуальной концепции, делали бы много тестов движения и т д - так как для художественного кино в первую очередь, важно впечатление, а содержание (его достоверность) вторична. Скорее приветствуются дополнительные слои смысла. Какого и в какой форме - также зависит от режиссера. И здесь в первую очередь надо понять идею, которую режиссер выражает в фильме в целом. И данной картой в частности. Когда мы это понимаем - становятся ясны необходимые средства выражения.

Либо же мы создаем вирусный видеоролик для наших друзей МЭФ. Изначальная задача звучит так - сделайте нам новые вирусные ролики к форуму на экономические темы. В рамках такой задачи работать, конечно, невозможно.

На самом деле, клиент хочет, чтобы определенные люди (мужчины, 25 и выше, в/о, активная жизненная позиция и т д) услышали о форуме что-то такое, что заинтересует их впоследствии подключаться к трансляции и обсуждать. Как только мы понимаем эту узкую цель, нам становится яснее, что именно надо делать - Необходимо создать информационный повод для обсуждения в сети, именно среди целевой аудитории, сделать это с учетом основных точек зрения клиента на экономическую ситуацию, заложить вирусный потенциал, сделать это достаточно бюджетно и при этом не опуститься до скандала или фола.

Это некие четкие границы, внутри которых уже легче работать. Проясняя границы, нам каждый раз приходится довольно глубоко вникать в точку зрения клиента на экономическую ситуацию, цифры и факты, но без этого тут никак. Нет смысла тратить львиную долю бюджета на съемку - мы не сумеем снять чего-то реально содержательного, а несодержательные вещи хороши для донесения коротких сообщений - что уже не ложится в задачу. Понимаем, что нужна графика. так рамки все больше сужаются, и так далее - пока не создается узкое поле для работы, которое уже максимально попадает в потребности клиента. Вот внутри него и работаем.

Я думаю, что подход с сужением рамок - далеко не новый, и возможно, давно оброс бородой в учебниках. Возможно, разница только в том, что мы сужаем их по ходу всей разработки проекта, а не только на этапе постановки задачи. и пока не убедимся, что мы действительно понимаем друг друга, обычно не переходим к производству.
привет) добавил вас в друзья)

с последним днём зимы и хороших выходных)