Сергей Славинский (slavinsky) wrote,
Сергей Славинский
slavinsky

Создание сайтов: чем дороже, тем лучше

В неожиданно резонансном, но совершенно ламерском с моей точки зрения посте про SMM (http://slavinsky.livejournal.com/323192.html), я писал о том, что доступность инструментов интернет–маркетинга сыграла с ними злую шутку. Все потому, что к несерьезному отношению к Интернет в целом добавилась еще и дешевизна размещения – и получилось весьма неэффективно. Но и спрос не велик, дешево же.

И эту тему можно продолжить, расширив еще и на создание сайтов. Почему одна компания с готовностью выкладывает 1-2 миллиона, а другая (со схожим оборотом) не хочет тратить и двести тысяч на сайт в сети? Здесь все понятно – одни верят в возможности роста через сеть, другие нет. И это не вопрос денег, это вопрос ценности. И пока ценность Интернет – низкая, то и вкладывать в сеть "по чуть-чуть", давая возможность прокормиться маленьким агентствам - выглядит вполне разумно.

Но не кажется ли вам абсурдным умозаключение "пока ценность Интернет – низкая"? Основной канал обмена мнениями, формирования репутации, поиска информации и кадров, взаимодействия с клиентами – может ли он иметь низкую ценность?

Если раньше мы пытались адаптировать Интернет под собственные нужды, то сейчас ситуация изменилась – и бизнес надо адаптировать под требования сети, чтобы не остаться за пределами рынка.

"Сделать страничку в сети" – это мотив для работы с гигантским количеством мелких агентств, предлагающих услуги по дизайну без дизайнеров, прочитавших пару статей и натаскавших красивых скриптов из Codrops. Они решают простую проблему – дают возможность сказать знакомым и клиентам – "у нас есть сайт". Это сродни вывеске "мы открылись". Мотивация схожа, с той, которая вынуждает нас принимать витамины: ну извините, раньше не было, теперь есть, теперь будет все хорошо. Не будет. Потому как чем меньше (ресурсов) мы тратим на какой-то бизнес–процесс, тем слабее им интересуемся. Если вы инвестировали в сеть один, два, три, пять миллионов рублей – вы будете внимательно следить за тем, как эти вложения влияют на результат деятельности. А выбирая между сайтом и новым столом руководителя – не будете.

А ведь напрасно. В этом, конечно, нет прямой зависимости, но обратите внимание как компании–лидеры рынка, бережно относятся к своему присутствию в сети. Потому как сеть – это место, где денно и нощно обитают клиенты компании, ее будущие сотрудники, ее контрагенты. Интернет–присутствие – это не только продажи. Это весьма многогранный и многополезный канал, решающий задачи и влияющий практически на каждый бизнес–процесс. Незримо, опосредованно, но влияющий. Составить мнение о компании, посетив сайт, может любой: потребитель, соискатель, соинвестор... Точно так же, они могут увидеть на сколько компания соответствует тому, что декларирует на собственном сайте – уже через социальные сети. (И на этом, кстати, сыпятся многие, рассказывая о клиенто-ориентированности в миссии и игнорируя клиентов на своей странице в социальной сети – зайдите и сравните).

Т.е. мы имеем в руках мощные инструменты, основная проблема низкой эффективности которых – это недоинвестированность. И дело не только в недостаточном функционале и usability самих сайтов, плохих текстах, прошедших через руки SEO-оптимизатора, но не прошедших через редактора, плохих фото или их отсутствии вообще... Это все следствие. А причина в том, что вход слишком дёшев. Заплатив столько, сколько стоит рабочий инструмент, мы будем иначе относиться к тому, как он функционирует. Но и эффекта в этом случае надо ожидать не как от черенка, а как ото всей лопаты. Т.е. его надо сначала спрогнозировать, потом понять количество необходимых инструментов и периодичность их использования, понять то, что недопустимо вообще....

Т.е. просто сайт – это явно недостаточно. И я сейчас не о том, что "отвязывать" сайт от инструментов интернет–маркетинга сейчас просто невозможно. Я о другом, о том, что сайт – это не только продукт и его описание, сопроводительная документация. Если сайт – это инструмент, то должны быть еще и инструкции по его использованию.  Такие же, как и сопроводительные документы к фирменному стилю, регламентирующие как правильно работать с сайтом. Только ориентироваться надо здесь не только на технические, но и временные параметры. Не просто что допустимо или нет (например, оставлять продукт без картинки), но и как часто требуется, например, обновлять информацию. И здесь мы стираем грань между сайтом и другими маркетинговыми инструментами. Не только интернет–,  но и оффлайн–маркетинга. Если вы знаете периодичность выхода новинок, то какое внимание к ним нам необходимо привлечь? Может быть это наша фишка – все время обновляться – и тогда мы с этого и начинаем рассказ о компании, демонстрируя до отказа набитый timeline. А может это происходит раз в 10 лет? Что тогда?

Это же вполне логично, подходить к проектированию сайта, начиная с его целей и задач. Но формулируются эти цели и задачи... правильно, в рамках стратегии. И так, потихоньку вытягивая одно за другим, мы начинаем превращать сайт компании в рабочий инструмент. Но когда это возможно? Ответ очень просто: когда сайт стоит дорого. Вывод, может быть, совершенно иррациональный – но весь опыт именно об этом.

В попытке разобраться, как формируется стоимость "дорогого" проекта, мы начинаем копать дальше и дальше, в конце концов доходя до точек соприкосновения необходимой глубины. Считающий деньги бизнес не будет отдавать их "просто за дизайн", да и сам дизайн при "стратегическом" подходе будет восприниматься совершенно иначе – это не поиск формы, а работа с содержанием. И суть, и смысл – они не в цене, а в ценности. Но раз уж клиент не видит ценности, то привлечь к ней внимание можно как раз через цену. Через очевидную для здравомыслящего человека реакцию: вопрос "почему у них Х, а у вас ХХХ?". И это та редкая ситуация, когда от увеличения стоимости проекта выиграют все: агентство сделает классную работу, клиент не просто потратит деньги, а получит действующий и очень мощный инструмент, который вынужден будет привыкать использовать – деньги, вложенные в проект, надо возвращать.

Единственное, что омрачает ситуацию, это риск получить "просто красивый сайт" за весьма большие деньги. Но такой риск есть всегда и везде. Именно поэтому к созданию сайта своей компании надо готовиться. Впрочем, как и ко всем другим действиям. Обладание минимальным пониманием инструментов интернет-маркетинга существенно упростит решение этой задачи.

Tags: веб-дизайн, интернет, маркетинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments