Давайте обсудим, как нам не обмануться на обучении

Я как–то уже писал про откровенные лохотрон "Бизнес-Молодость" и "Инфобизнес". Прельстившись обещаниями быстрой наживы, наивные мальчики и девочки несут свои деньги туда, где им расскажут, что "хорошо когда хорошо" и дадут пару бессмысленных советов из глянцевых журналов. Единственный мотив, который толкает этих людей на прохождение различных "уровней" – это лень. Даже не глупость (с ней бороться бессмысленно), а именно лень. Лень открыть книгу, лень самому найти полезную информацию, лень подумать. В результате "Бизнес-Молодость" рождает целое поколение "бизнес-идиотов" с огромным количеством копеечных ценностей типа жизни в Тайланде и подержанного Porsche, которые достаются бенефициарам исключительно по случайности и в рамках погрешности.

Но при этом пропагандируемый поверхностный подход (грамотно или нет – не важно, главное – агрессивно) распространяется как вирус по стране. И ладно, если бы это был только бизнес: в конце концов рынок отфильтрует нежизнеспособные бизнесы, "получающие триста тысяч чистыми". Но рынок обучения от таких людей страдает куда серьезнее. Ведь БМ и ИБ обучает не сколько зарабатывать, сколько обучать зарабатывать: писать книги и проводить семинары. Количество таких мероприятий и так было велико, но сейчас, подозреваю, начнется взрывной рост. Ведь самый успешный бизнес в кризис – это учить тому, как вести бизнес в кризис. Находящихся в шоковом состоянии предпринимателей зацепить на обещания весьма просто, поэтому количество неудовлетворенных таким обучением будет расти.

Очень сложно выявить критерии, по которым из описания семинара можно выяснить, разводка это или нет. И, собственно, предлагаю обсудить критерии, по которым можно быстро отфильтровать "правильные" обучающие программы от "не правильных". Точнее даже не образовательные программы (это совсем иное), а обучающие семинары и вебинары. Какими могут быть критерии? Репутация ведущего – безусловно. Прозрачность деятельности ведущего – тоже. Но есть еще и молодые отрасли и продукты, о которых посещающие семинар ничего не знают изначально... здесь уже сложнее.

В общем, если есть желание, давайте сформулируем. И грамотно сэкономим время и деньги. А заодно создадим еще и список правил для тех, кто готовиться к посещению таких мероприятий. Если получится, конечно.
а можете дать ссылки на эти два материала - про БМ и инфобизнес? Интересно почитать ваше мнение.
Панибратство и поведение, не принятое в деловой среде - заранее провальная модель. Можно быть директором шашлычной на пляже в шортах, но такой подход не является правильным в общем.
Большое количество эмоциональных и не проверямых отзывов об образовательном продукте.
Сайт-одностраничник с таймером и таймером.
Это то, что с ходу вспомнилось.
еще Кусакинский Бизнес-форвард регулярно насылает спамы.
я вообще этой темой некоторое время назад увлекался, с обеих сторон сцены процессы интересовали

критерии лохотрона:
1) эмоциональная раскачка, реклама ярко цепляет, на тренингах и учебных бесплатных материалах идет обращение к эмоциям а не разуму.
2) молодость тренеров. Ну не может 25-28 летний дрищ научить как заработать 300к чистыми в мес, т.к. собственного жизненного и делового опыта и репутации него 0,0.
а тот кто знает как это сделать - помалкивает и вкалывает как проклятый, а не трендит на сцене. тем более если он скажет правду - пахать как вол 20 часов в сутки - ему не поверят и денег не дадут.
3) обещание быстрого результата. Не меняется человек и его окружение быстро, и не от тренера эти изменения зависят.
4) широта охвата. не может один и тот же подход позитивно влиять на разные виды бизнеса. то есть что хорошо на рознице с неясным кругом покупателей, не всегда хорошо в b2b сегменте, где бывает сделка по полгода зреет.

Критерии хорошего тренера:
1) профи в узкой области, не распыляется во всем верхушкам.
2) репутация и постоянство темы. не выскочил под последний кризис, а 15 лет уже тему молотит.
3) старше 35-40, имеет жизненный опыт
4) дает много бесплатных материалов, от применения которых уже можно самому свою контору прокачать и стать в 10 раз эффективнее



На мой взгляд семинары, вебинары, лекции и прочий сбор/систематизация информации в принципе не являются обучением. Королевских путей к мастерству и волшебной информации не существует. Единственный способ - повторять безуспешные попытки и поднимать планку.

Полагаю, здесь более глубокий вопрос. Если человек не может себя заставить и направить интерес в нужное русло без внешнего пинка, то он просто не повзрослел и место ему на заводе или в офисном центре под присмотром начальника. Права купил, ездить не купил. Жизнь на заемном энтузиазме как правило проходит в интересах мотивирующего субъекта. На мой взгляд единственный ценный ресурс в человеке - это способность пробовать еще раз и еще раз, когда не получается и просвета не видно(что и является реальным обучением). Можно ли это качество купить, получить на курсах? Нужны ли курсы, если это качество есть?

Согласен. Бороться надо не с такими лекторами, а с собственным инфантилизмом. Это ценное замечание :-)

А про "заемный энтузиазм"... Если к автомобильным аллегориям далее обращаться, то это как "прикурить" при севшем аккумуляторе. Завелся, но далее уже сам. Но тогда получается, что такие системы обучения справляются со своей задачей – они заводят. А дальше уже все зависит от тебя самого.
Кстати, действительно... наличие слова "зарабатывать" во многих случаях может стать маркером. Если ты говоришь о различных приемах – то о них можно рассказывать и в анонсе мероприятия (обозначать предметно "на чем зарабатывать" и за счет чего "больше"). И чем конкретнее уточнение, тем выше возможная эффективность. Или не показатель?
Тема сама по себе заезженная и уже всем давно раскрыта и еще раз перетерать, поднимать очевидные вещи не имеет смысла. Есть потребность, чтобы много зарабатывать, есть и предложения для лохов в виде семинаров, интернет-разводок и т.д. И такое предложение всегда будет!
Тема малость не об этом. А о том как отличить полезный семинар от неполезного :-)
Тут дело не в продавцах счастья
Мое ощущение, что вопрос рассматривается не стой стороны.
Вот обсуждение в соседнем блоге: http://alex-levitas.livejournal.com/694703.html.
Если сложить с мнением автора вот тут http://slavinsky.livejournal.com/242630.html,
то получается, что есть спрос, и есть предложение.

В таких "бизнес школах" они лишь "палкой расшевеливают муравейник". Тут нужно смотреть на качество "муравьев". Люди "нарки". И прибывают новые. Как мне надоели люди на собеседованиях с долгосрочными целями "стать стратегическим инвестором" и "имея большой пассивный доход отдыхать на Канарах/Тайландах/Бали". Так бы у ребят выхлоп был бы больше. С уровнем конкуренции в большинстве областей, и качеством взаимодействия с клиентами, а так же с уровнем профессионализма, можно открывать и открывать бизнесы. Таких ребят, как БМ, много (сотни, если взять всю страну), некоторые работают с 90х (например, http://xn--80ahd9alevm.xn--p1ai/). Просто в БМ смогли поставить это на такой поток, что и диву даешься. Тут надо рассматривать их как гениев, что в таком возрасте построить такую маркетинговую машину.

Как я фильтрую такие школы?
1.Какой бизнес они предлагают создать. Если упор при продвижении делается на заработок через интернет (не интернет реклама, а именно бизнес в сети), то 100% лажа. Эти инфо товарищи уже достали: скачай бесплатно книгу, как заработать миллион... глава первая выложи бесплатно книгу как заработать миллион и запусти подписку.
Тогда мимо-мимо.
2. Есть среди выпускников производственные и инжениринговые бизнесы? Такой на коленке не создашь. Если посмотреть на выпускников http://infobusiness2.ru/, то там сплошные коучи, инфобизнесмены и владельцы розничных магазинов из Сыктывкара (попробуй проверь).

К БМ я отношусь спокойно. Их надо воспринимать как "палку копающую муравейник". Они рассказывают не больше и не меньше, чем написано в популярных книгах, например, книга того же Левитаса "Больше денег от вашего бизнеса". Просто они смогли это продавать за дорого. Они молодцы, а мир не совершенен.
Re: Тут дело не в продавцах счастья
А я к самим организаторам БМ отношусь с должным пиитетом. Это пусть и почти криминальный, но талант. С остальным согласен.
Ну вот я могу быть референтным примером (правда юридическое лицо у меня есть). И даже опыт предпринимательской деятельности в его "правильном" понимании (хотя с легкостью его можно обозначить как "неудачный"). Но почему-то мы не учитываем, что сам консалтинговый бизнес – это тоже бизнес. Со своими рисками и проблемами, но это источник получения прибыли, который устраивает бизнес-консультанта. Чем этот бизнес хуже? :-)
самый простой тест на мой взгляд - сформулировать свою проблему и задать организаторам вопрос типа "а чем ваш семинар может помочь мне в таком-то случае?"
Могут, конечно, не только мошенники отсеяться, но и вполне себе честные люди, которые просто не заточены под твой запрос. Но это тоже неплохо. Когда нужный запрос все таки возникает, то уже нет сомнений - к кому пойти учиться...
Мне кажется, БМ берет еще и тем, что более-менее доступно рассказывает о "выжимках" из маркетинга, менеджмента, финансов. Знания они черпают, как я понимаю, из западных книг по бизнесу. Но вообще в России для бизнеса этой информации и не хватает - основ и техник по планированию, мотивации, продажам и т.д. Самостоятельно книг перечитать надо много, да еще и отфильтровать ненужные.
Единственный адекватный критерий - это получение навыков на выходе. Простой пример курсов иностранного языка - на выходе вы разговариваете (в той или иной степени). Если вы навыка не получаете, то это уже инфобиз (алгоритмы, планы, мотивация и всё это не работает).
Касательно учиться у практиков - это заблуждение следующего уровня. Есть спортсмен и есть тренер — это разные компетенции. Посмотрел бы я, чему мог вас научить любой "успешный практик" (БРАНСОНА подавайте). Если дополнительно оценить время, которое он на вас потратил, то вряд ли это было бы рентабельно.
И вот здесь (лично для меня) самое тонкое место. Почему преподавание (для практика)? С точки зрения бизнеса с более-менее средней рентабельностью (если мы не говорим об обучении, как о профильном бизнесе) – преподавание просто не выгодно для практика. А если он сфокусирован на обучении, он переходит в категорию теоретиков :-)

Но если мотив – просто поделиться информацией, тогда какой смысл платить за это деньги (и получать их)?
Т.е. только практики?

Здесь еще вот какая штука есть. Надо ли готовиться перед тем, как приходить на семинар? Т.е. сначала провести самообучение, а потом уже идти беседовать (с теоретиком или практиком – не суть важно)
Единственно, на мой взгляд, правильный критерий отбора - это реальное, подтвержденное портфолио.

Предъявите, господа, ваших учеников, которые преуспели, благодаря вашему консалтингу/тренингу и т.п. и готовы это подтвердить.
моё ИМХО такое, во-первых вся пена со временем осядет, и нормальные продукты, но в формате "инфобизнеса" останутся, ну например Стэнфорд регулярно вебинары проводит и это не делает его фуфлом, просто они себя вещают на мир, для тех кому интересно, а приехать не могут. Во-вторых люди у которых после БМ и правда получилось, были уже и грамотными спецами своего дела и знали основные принципы бизнеса, им БМ нужна была как "100 грамм для храбрости". Я знаю лично "стайку товарищей" из 2 поваров и 1 event-менеджера которые на БМ решились таки открыть бизнес на тему "накроем поляну, проведем вечеринку". у них все было, нужен был только последний пинок. У некоторых после БМ просыпается как бы интерес к теме маркетинга (у меня например, я у них была на бесплатных промоушенах и поняла, что они все это делают круто, это называется маркетинг и я должна сама во всем этом разобраться чтоб фишку просечь). И с тех пор самообразовываюсь, вот и сюда меня с тем же занесло.
У меня тут ассоциация - это как школьникам в первый раз пришедшим в кабинет химии показывают всякие там "зрелищные" реакции - ну "вулканчик" например, или "фараоновых змей". Кто-то потом только на такие аттракционы ходить и будет, а кто-то и химиком станет.

Edited at 2015-02-26 05:36 pm (UTC)