Инвестиции в будущее

Я помню, как один из директоров IBM в далеких 50-х заявлял, что в мире, безусловно, есть потребность в компьютерах. Кажется в двух–трех. Возможно я не прав, и путаю что-то в количестве и времени заявления, но смысл в том, что он сильно недооценил рынок. Его было сложно представить. IBM даже не представлял, для чего мы будем их использовать сейчас. Клейтон в 90-х предрекал крах Apple из–за неверно выбранной стратегии развития. Он даже представить не мог, что продажа музыки поможет сделать компании фантастический рывок. Кому? Производителю компьютеров?

Возможно тоже самое сейчас мы испытываем по отношению к технологиями трехмерной печати, хотя ее уже давно и очень успешно используют стоматологи, например. И возможно еще ко многим другим вещам. Но судя по всему мир меняется. В 2013 году я общался с вице-президентом Intel. Он очень много говорил об "интернете вещей", о росте продолжительности жизни, о том, что уже родился тот, кто проживет 200 лет. Я тогда думал: "странно, но ведь вы занимаетесь производством комплектующих для компьютеров – откуда такие мысли про здоровье и про то, как удобно дома печатать себе не только книги, но и велосипеды". Горизонты планирования меня искренне поражали. Я помню владельца одного из десяти крупнейших российских банков, который перед началом работы попросил написать эссе о том, каким мне видится банковская отрасль через 50-70 лет.

Сложно представить, но хорошо нам знакомые iPod, iPhone и iPad были задуманы еще в самом начале 80-х, когда еще только появились CD–носители и плоские мониторы были скорее экспериментом, чем массовым продуктом. Т.е. мы говорим о том, что даже дизайнеры работали с 25-летним запасом времени, в рамках которого технологии должны были догнать дизайнерские мысли.

В этом и есть отличие крупных компаний: не в доходах. Не в прибыли на акцию. В том, что они могут планировать на 100 лет вперед. Но не просто планировать, а осуществлять разработки, инвестировать в будущее... и генерировать самосбывающиеся пророчества. Иными словами это будущее строить прямо сейчас, каким бы фантастическим оно ни было.

Но вот что любопытно – будущее становится реальностью у тех компании, которые его долго планировали. Разве есть на рынке примеры тех, кто вышел ярко и сразу стал предметом восхищения? Facebook, Uber, Twitter, Amazon, Samsung, Google, Virgin – кто-то из них еще не успел уйти, кто-то ставит перед собой совершенно иные цели, не похожие и страшно далекие от того, что компания представляет из себя сейчас. Apple инвестирует в медицину вместе с Intel. Кто-то инвестирует в расширенную реальность и internet of things – это не мудрено, уже в 2011 году количество гаджетов в сети превысило количество людей на планете. И это не пользовательские устройства, а самостоятельно работающие объекты. "Живи дольше и проще, знай и делай больше" – в этот подход инвестируются миллиарды долларов и евро. И это те деньги, которыми откровенно рискует крупный бизнес. Их можно было бы потратить на себя, а не на попытку вырисовать прогнозы 30- 50- и 100-летней дальности.

И именно поэтому я так не люблю наш крупный бизнес. Упрямые, глупые, алчные и низкокомпетентные люди забрали его себе. Они не думают ни о чьем другом будущем кроме своего. Они не умеют фантазировать. Они умеют в лучшем случае "оседлать тренд". Да, они много и низкоэффективно работают, они хорошо зарабатывают, но они не далают той самой важной части работы, которая находится в их зоне ответственности. Крупный бизнес всегда был "ледоколом": тем, кто разрушает барьеры и открывает новые отрасли для более мелких компаний. Сколько людей в мире обспечили работой iOS и Android? Сколько новых возможностей дали высоктехнологичные разработки в области логистики и транспорта, обмена данными и т.д.? Да, сколько тысяч безработных на совести Amazon? Много. Но эти люди перестали заниматься рутиной и начали что-то создавать. Что-то более полезное, чем операцию по перекладыванию денег в кассу.

Но суть не в этом. Суть в том, что если "там" крупный бизнес исполняет роль локомотива, драйвера инноваций, двигателя прогресса, создавая свои или финансируя чужие фантастические мечты и планы, то наш крупный бизнес исполняет роль комбайна – состригая с рынков большинство денег и не давая рынку ничего взамен. Именно поэтому у российского бизнеса в его нынешнем виде нет никаких перспектив. Мы никогда не обгоним ни Америку, ни Европу. И даже не приблизимся к ней ни на шаг лишь потому, что представление о рынке, бизнесе, прибыли, богатстве и деньгах в нашей стране исковерканы на столько, что никого не смущает даже увешанный золотыми слитками патриарх. Я уж не говорю о бизнесменах, из которых никто не живет так же, как и сотрудники его компании.

Да, строят рынки и улучшают жизнь к лучшему, дают толчок для развития меньших – крупные компании. И они ветшают и умирают, они сменяют друг друга, они тоже "выдыхаются". Но именно они, так ненавистные большинству россиян западные и "пиндосские" бизнесы дают толчок к развитию всей экономической среды, заставляют двигаться и учат думать. Учат конкурировать и внимательно следить за потребителями, чувствовать их, искать своих. Наш бизнес на такое не способен. И никакое импортозамещение не поможет – слишком много дебилов сидит не на своих местах, слишком много людей не верят в будущее и хотят набить свои карманы прямо сейчас. И только тогда, когда на места "красных директоров" придут люди, готовые рисковать, готовые планировать на 50-100 лет вперед (когда их уже не станет точно), готовые инвестировать в будущее – тогда можно будет говорить о "вставании с колен" и прочей политической фигне.
Tags:
временщики и хапуги с самого верха
Проблема даже не в них, а в нашем отношении: "ты начальник – я дурак" и наоборот "я начальник – ты дурак". Большинство людей даже не сомневаются в том, что наверху сидят люди умнее и видят они картинку на много шире, чем мы внизу. Но если эту установку подвергнуть сомнению, не все становится так очевидно. Раболепие?
Только столкновение с хорошим астероидом спасет эту планету.
Очень верно подмечено. Но меня обнадёживает то, что менеджмент в бизнесе у нас меняется в лучшую сторону, даже в крупном. Я помню, что было лет семь назад. И я вижу то, что есть сейчас, общаясь с людьми, которые рулят многими компаниями. Разница есть и она очень разительна. Да, это процесс медленный, но мне кажется, что если сейчас в зачаточной стадии его не убьют, дальше будет проще и лучше.
Этот процесс идет снизу вверх весьма активно. Но наверху... то один говорит "я все знаю и понимаю, но мне в бизнесе важны только бабки", другой "для меня самое важное – это доверие. поэтому я всех сотрудников проверяю на детекторе лжи".... Очень много декларирования, но очень мало исполнения таких декларация. Хотя уже сам факт того, что об этом говорят – обнадеживает.
В этом плане меня довольно воодушевляет 172-ФЗ :)
Что нового для людей создали Rio Tinto, BP, Shell, International Paper? По Вашему - ничего, только карманы себе набивают. В каждой стране есть компании, которые тупо работают, обеспечивая едой, энергией, теплом и материалами всю остальную надстройку. У них другие задачи и другое предназначение.

Высокотехнологичная надстройка, о которой вы так вздыхаете, у нас в стране почти приказала долго жить в 90х. Но и то, что сейчас есть, вполне подходит под определение "инвестирования в будущее". Взять ту же компанию Транзас - вы будете утверждать, что у них недалекие горизонты планирования?

Edited at 2014-12-27 02:18 pm (UTC)
Нет, я вовсе не про набитые карманы, а про мышление людей. С горизонтом планирования в 30-50-100 лет люди работают у в Shell и в BP. Задачи одни, а мышление другое. Несмотря на утилитарное предназначение... А на вопрос "что нового?" – просто посмотрите на их богатую историю, финансируемые программы и т.п.. Это не "Транзас", который думает о своём будущем. Это компании, которые думают об общем будущем и тратят на это деньги. В том и особенность и отличие.
всё так
остается думать на 25-50-100 лет вперед нам
проектировать это будущее
создавать привлекательные образы будущего
и учиться их транслировать
...
"делай добро и бросай его в воду"
"и будь что будет"
:)
Xerox Labs - источник практически всех современных идей в ИТ - это монополия Ксерокса. Когда государство монополию разбило, лаборатория захирела.
IBM - то же самое. Пока была практически монополией, дофига вкладывалось в перспективу.
Bell Labs - то же самое.

Сейчас локомотив Гугл - скупает стартапы и по большей части гробит их продукты.
Но это скорее не монополии, а компании, формирующие новые рынки. Новаторы. О том, собственно, и спич.
Один проект закончили, он уже в стадии реализации. Другой – в стадии обсуждения.
Может нас с детства отучивали мечтать? И не мечтать это в менталитете у нас теперь?
На самом деле, расслоение общества - это нормально. Вопрос только, кто есть who в этом обществе. Меня лично радует, что кризис может ещё дать шанс испортозамещению в нашей стране. Во всяком случае, для некоторых одарённых молодых людей, которые не работают "на дядю", на государство, на крупные корпорации, есть шанс поднатужиться и дотянуться до звёзд... Это я о позитиве в ответ на Ваш незначительный, но заметный пессимизм. А уповать на то, что властьпридержащие услышат, не стоит. Рынки строились снизу всегда... И не важно, что страна богата нефтью и газом. Именно это "богатство" не даёт посмотреть на другие сферы многим юношам и девушкам. Не даёт, потому что научили работать на работе, а не создавать себе и другим рабочие места. Самостоятельности у наших людей очень мало! Ленивый народ живёт на Руси!