Семейный бизнес

Пока весь мир решает проблему того, как заставить менеджера думать так, как владельца, есть огромное количество компаний, где такой вопрос не стоит. Это компании, которые занимаются "семейным бизнесом". Это не обязательно те фирмы, где работает вся семья. Скорее тот тип компаний, где собственник является и директором и лицом компании одновременно. Семейный бизнес – это бизнес, который передавался и будет передан по наследству. И именно поэтому он имеет огромное преимущество перед акционерными компаниями.

McKinsey предполагает, что доля в глобальном товарооброте компаний с семейным капиталом за ближайшие 10 лет возрастет практически в 5 (пять) раз и будет к 2025-му году занимать около 40%. И эти предположения вполне обоснованы. Потому как в семейном бизнесе репутация компании (т.е. имя семьи) и семейные ценности значительно важнее, чем прибыль на акционерный капитал. Этим и объясняется удивительный факт, что локальный семейный бизнес на развивающихся рынках значительно устойчивее, чем акционерные компании. Более того, глобальные корпорации сильно проигрывают таким локальным компаниям в конкурентной борьбе: заходя на развивающийся рынок глобальные игроки строят свою стратегию таким образом, чтобы выйти на целевые показатели через 3-5 лет, а компании с семейным капиталом готовы планировать на 20 лет вперед ("поколение"), что создает им несоизмеримо большее пространство для маневра.

К сожалению, российский семейный бизнес только встает на ноги. Точнее, пытается встать несмотря на все старания государства недопустить этого. Но тем не менее, этот процесс будет только набирать обороты. Вместе с кооперацией, семейный бизнес может стать не просто серьезной альтернативой той бизнес-модели, которая ориентирована исключительно на увеличение доходов инвесторов. Не сейчас, не везде, но только таким способом можно сформировать экономическую модель, которая будет не просто работать на благо потребителя, но и оказывать сильное влияние на власть. Возможно, до этого еще далеко, но все равно это время наступит.

Почему семейная модель априорно выигрышна? Потому как потребитель общается не с бизнесом, а с людьми. Пока что, когда потребитель незрел и глуп, харизма лидера может эффектно подменить благородную репутацию. Но это лишь на фоне отсутствия конкуренции. Но не все так плохо. Я пока что единажды, но столкнулся с проектом по-настоящему семейной компанией. Это семья (муж и жена) стоматологов. С образованием стоматологов, работающие стоматологами и владеющие стоматологическими клиниками. Т.е. другой бизнес – без вариантов. И это был тот единственный случай, когда мы решили предложить для сети их фамилию как торговую марку. И то, что эти замечательные люди согласились – свидетельствует только об одном. О том, что они поставили на карту всё: свою фамилию и свою репутацию. Разве это не вызывает доверия? Лично моё – вызывает.

Хотя есть и другие примеры, когда имя есть, а доверия нет. Но это – будущие исключения.

Tags:
Это хорошо, когда как в японии семья усыновляет талантливого менеджера. И плохо, когда как в Германии молодая вдова транжирит через нанятых молодых МБА наработанное почившим престарелым мужем-инженером.