Необходимо или нет быть №1?

Ну вот и закончился мой Digitale. Короткое выступление, селфи с добрыми друзьями Алексом Левитасом и Эдуардом Колотухиным, полные несусветного бреда лекции преподавателей "Икра" на втором этаже (хотя "пипл хавает"), вкусный кофе и много моих читателей среди участников. Что порадовало – много симпатичных и воодушевленных слушателей. Это здорово. Что не порадовало - какая-то явная фиксация на "станьте номером один".

Я уже писал про эту патологию, но скорее задавая вопросы, чем давая какие-то ответы. Стать или быть номером один – это наиглупейшее из стремлений, если мы говорим о маркетинге и компании. Очень близкое к нему "стать лучшей компанией в мире" (цель Стива Джобса) вроде бы созвучна, но в такой формулировке не перепутаны причина и следствие. В конце концов можно не быть номером один, а просто зарабатывать больше всех. Тоже приятно, хотя цель странная.

В чем же проблема? Она очень простая: чтобы стать "номером один" надо выпускать посредственный продукт высокого качества. Посредственный в смысле его потребительских и эстетических свойств: не очень плохой, но и не черезмерно хороший. Не дешевый, но и не дорогой. Т.е. продукт, который соткан из компромиссов. В каждой отрасли есть такой продукт... проблема в том, что я знаю лишь две компании, который такой продукт способны не просто разово произвести, а способны "держать сегмент" десятилетиями: это Volkswagen и Toyota со своими Golf и Corola. Хорошо, к ним стремительно приближается Apple, который может стать настоящим исключениям из-за topdown design - особого отношения и особой роли дизайна в своих продуктах. Пока это все держалось на стервозности Джобса, за что его люто ненавидела половина компании. Посмотрим, удастся ли Куку продолжить гнуть эту линию. Пока прентензий не было.

Во всех остальных случаях – "номер один" представляет из себя зрелище вполне себе унылое. Да, известный бренд. Да, популярный продукт. Но в основном из категории junk-food (если говорить о еде) – доступные продукты плохого качества и спорной полезности. Хотите ли вы быть такими на своем рынке? Вопрос, конечно, открытый. Я лично такого не хочу ни для себя, ни для тех, кому желаю только хорошего. Не надо быть номером один, надо быть собой. Но если вы настолько невероятно привлекательны, то номером один вы станете и так. Без посредственностей среди почитателей. Без компромиссов в продукте. А амбиции можно удовлетворять сотней других способов.

"надо выпускать посредственный продукт высокого качества"?
ага. по средствам широкому кругу потребителей :-)
но еще и понятный при этом. как хлеб или Golf.
Пока прентензий не было.


Вообще-то были. Но не очень серьёзные.
Подозреваю, что при должном усилии согнуть можно что угодно :-)
Вступаете в противоречие с самим Траутом ))) В его книге 22 непреложных законов маркетинга под законом №1 "Лучше быть первым, чем быть лучше."
Да у меня к Трауту вообще много вопросов накопилось. Да таких, что в группе "Гильдии маркетологов" меня забанили за его "необоснованную критику" :-)
Кстати, хорошую тему подсказали. Пора бы подвергнуть ревизии 22 неприложных...

Спор ни о чем, так как смысловое наполнение фраз у каждого свое...

не согласен. быть первым - это не мотиватор. быть первым - это следствие стараний, усилий и стремлений. не?
Уж лучше 2м.
Вторым быть интересней. Лидер - максимальная ответственность. Второй - максимальная изобретательность. Вторым, кстати, быть дешевле.
Re: Уж лучше 2м.
We work harder - знаменитая рекламная кампания Avis, ставшая основой их коммуникаций на 50 лет. Очень занимательный был рассказ про то, что второму надо стараться больше.
Re: Уж лучше 2м.
Ну это маркетинг. Я не думаю, что они работали усердней. Работали с оглядкой на лидера не более того.
Мне, например, первым никогда не стать и цели такой не стоит. Задача иметь значительный кусок регионального рынка и все. Качественный нишевой игрок, у которого судьба быть проданным федералам. Желательно подороже :-)
А так то да. Я регионалам - клиентам нашим, которые меня очень любят говорю что то типа Ависа.
Ребят. Они большие - мы небольшие. Вы для них - рядовой клиент, для меня приоритетный. Будут вопросы - наберите мне на личный сотовый.
Опять таки согласовать договор со мной можно за 1 день, а с ними - 2 недели и то по их форме.
Маржинальность, кстати, повыше чем у федералов раза в 3 - 4. Пока они занимаются политикой и разборками между двумя крупнейшими - я тихо ячею региональные рынки и чувствую себя превосходно.
Забавно. В ленте друзей сразу за твоим постом разбор книги Манна "Как стать номером один в том, что ты делаешь" :) книги автора, как и большинство книг издательства, как раз, отличная иллюстрация того, о чем ты говоришь.
Ну, эта тема прекрасно продается... Это как книга Траута "бизнес-стратегия №1" – иными словами самая применяемая. И в чем тогда её преимущество? С другой стороны, мы же её применили :-)
"Икра" - вроде нормальные же люди, неужели прямо "несусветный бред"?
Никто и не говорит, что люди плохие. Просто мне кажется, что знания слегка поверхностные. Вроде мысли правильные, а когда начинают их развивать – приходят к выводам очень сомнительным. Мне так показалось.
Фраза: "Плох тот солдат, что не мечтает быть генералом" - это про быть первым или быть лучшим? ))
Что если я не хочу быть генералом? Я плохой солдат? ;-))
Генерал - не первый. Генерал умный. Стремящиеся быть первыми до такого звания не доживают.
Про дожить и выжить - это да :-)
Стать первым - это, наверно, про амбиции и про самолюбие, а не про клиентов. Возможно, Вы писали об этом, я только сегодня зафрендила после Диджитале )
Спасибо за выступление!
Спасибо вам. Я не мастер выступать, да и некогда особо. Но вроде получилось неплохо :-)