Страх обучения

Радикальные решения – это то, что всегда привлекает. Смотришь на кого-то со стороны и думаешь "ух ты, как здорово придумано!". Но когда дело доходит до себя, начинаются проблемы. Знаю именно по себе, потому как мы находимся в поиске своего лица уже достаточно давно. Да и личный пример приходит на ум: как ни примеряй одежду от Rick Owens, а джинсы и пиджак с кожаными заплатками на локтях – это все, что можно позволить на себя надеть. И это не опасения реакции со стороны – это ощущение внутреннего дисбаланса между сиюминутным порывом и состоянием души. Должно быть хорошо знакомо каждому... Деньги и смелость здесь не спасут. Нужно менять стиль жизни и систему ценностей. Тогда будешь выглядеть органично.

В бизнесе – тоже самое, ведь он состоит из людей. Перед тем, как отважиться на радикальный шаг, необходимо многое поменять. Если ты авантюрист по жизни и бизнес навивает на тебя тоску несмотря на то, что приносит деньги – этот шаг сделать проще. Но если ты системен и методичен? Ведь твой new look сработает лишь в том случае, когда он сформирован в результате искреннего порыва и веры в себя. А для этого необходимо куда больше, чем желание. Прежде всего необходимы новые знания. Знания, которые ты хочешь не просто получить, но и использовать в будущем. Несмотря на то, что эта тема очень редко поднимается, у многих людей существует страх обучения. Именно поэтому те, кто по-моложе, печально наблюдают "закат старых мэтров". Еще вчера бывшие на пике, на гребне волны, они оперируют уже давно неактуальными категориями и агрессивно сопротивляются любым попыткам объяснить, что время и инструменты уже изменились. Выучившись один раз и достигнув успехов очень сложно сделать над собой усилие и не остановиться, а изучать и изучать далее. "Я и так все знаю" – ложное и недальновидное рассуждение. Оно искушает, когда открываешь очередную книгу, слушаешь семинар или выступление... И создается ложное ощущение экспертности, очень характерное для нашего общества в целом. Стать специалистом в своих глазах очень просто. Быть специалистом – куда сложнее. Потому как необходимо преодолеть себя, "единаждыобученного", и признать, что есть еще пробелы в знаниях. А они есть у всех и всегда. Если их искать.

Но не достигая совершенства, а даже находясь в процессе обучения, уже можно позволить себе менять многое. Чем больше ты знаешь, тем дальше смотришь – это ведь очень доходчивая истина. Погружаясь в мир новых знаний ты еще в самом начале пути можешь планировать, что будет не завтра, а послезавтра. Не принимая правила как данность, а осознавая причину их возникновения – ты понимаешь их истинную ценность и смысл. Но главное – ты получаешь возможность осознанно их нарушать, а не просто игнорировать. Именно так происходит развитие почти везде, в том числе и в бизнесе и маркетинге. А в основе всего - отсутствие страха обучения.

Кстати, причины его возникновения очень понятны и прозрачны. Когда ты не знаешь ничего (в 16-17-18 лет) ты впитываешь знания как губка и защищаешь их при помощи оценок. Если знания даются тяжело, то защищать их приходится с куда большим рвением и не всегда легитимными способами. Именно поэтому в дальнейшем с ними, этими знаниями, очень и очень тяжело расставаться. Если ты столкнулся с реальностью и осознал, что все твои знания ничего не стоят, то их весьма не сложно расширить, пока тебе нет 30. Но потом включается защитный рефлекс... "Я уже достаточно опытен, чтобы считать свои знания достаточными"... Это логика троечника. Но чем ты старше, тем больше она проявляется. Потому как очевиднее становится, что твое самомнение сильно завышено и на самом деле умудренному опытом 50-летнему гуру фору может дать мозговитый 25-летний оппонент без багажа практических знаний в кармане. А отсюда – закрытие позиции, невосприятие критики и все вытекалющие маркеры падения.

Но вот что любопытно. В те же 50 это выглядит еще хоть как-то разумно и объяснимо. Необъяснимо, когда на позицию защиты собственной уникальности встает человек не только без знаний, но и без опыта. Причем вовсе не разменяв шестой десяток, а недошедший толком до третьего. Дело вовсе не в возрасте, а в скорости "закрытия себя". Это сильно тешит самолюбие, но вызывает очень странные и противоречивые ощущения со стороны. И, что куда более важно, отчетливо проявляется в работе. Это не жесткая позиция благодаря мощной аргументной базе, а жесткая позиция по причине отсутствия каких либо других знаний. Но ведь чем меньше мы знаем, тем меньше сомневаемся? Это положительно сказывается на самооценке.

Только вот в результате нежелание получать новые знания из источников, которые могут наглядно показать нашу некомпетентность ("блин, это же так очевидно, а я даже не думал!") порождает огромное количество псевдо-полезной информации, которая ни в коей мере не позволит почувствовать себя идиотом. Даже если ты таковым являешься. Новые правила игры. Новая реальность.

А ведь именно в этом причина того, что проектов, ломающих стереотипы и разрывающих шаблоны – так мало. Они востребованы на рынке сейчас, как никогда. Это шанс для многих компаний не сгинуть в пучине кризиса, а установить собственные правила игры в целых отраслях. Но своим амбициям надо соответствовать. Замахнуться на лидерство, выделиться из толпы – в планах у многих. Но громко заявить из них многие побоятся. Потому как были тихие и скромные, потому как скептически относились к себе и собственным силам в разы превосходя соперников. Потому как они не знали. Ибо боялись просить и боялись научиться.

Страх перед новыми знаниями – вот чего нужно бояться прежде всего. Как только вы с ним справились, как только изменили жизнь согласно им, вас перестанет волновать очень многое. Вы станете сомневаться в себе, собственных силах и компетенциях. Но только не в собственных решениях. Потому как они выйдут за горизонты планирования большинства. Ведь это круто?

хорошую проблему вы подняли, спасибо!

вспомнила бессоновскую Люси. Человек становится выше себя, когда перестает заботиться о своем эго. Шмотки Оуэнс становятся инструментом реализации того, что любишь или считаешь нужным и важным, не важно, как эти шмотки тебя характеризуют.

А вообще люди бояться думать своей головой, самое страшное (и смешное) из опыта консультирования - успех на рынке или другие достижения мало кому нужны. Нужно, чтобы было правильно, а что это правильно - уже отжило свое или не работает в конкретных условиях, это не важно.
"Правильно" - это как у всех. В этом и парадокс. А любая рыночная позиция (сама суть дифференциации) - это по-другому. Не лучше, не хуже, а иначе. На многих рынках мы к этому привыкли (автомобили), а на многих - нет (колбаса).
да уж )
пока на рынке не будет жесткой конкуренции, убеждать в том, что позиция "правильности" убога, бессмысленно. Хотя у Вас отлично получается это делать. Читала Ваши кейсы и не могла не восхититься умением бережно, уважительно и настойчиво доносить мысль до клиента - который в некоторый кейсах ну прям реально "дубы-колдуны", сорри.
Не, дубы колдуны нас боятся как огня. Просто когда у тебя работающий бизнес, очень сложно (и опасно) отказываться от того, что уже привычно и приносит деньги. Я прекрасно их понимаю. Поэтому это не костность, а осторожность.
С удовольствием почитал. Особенно вот это понравилось: "Дело вовсе не в возрасте, а в скорости "закрытия себя"". Спасибо.

Edited at 2014-11-21 08:42 pm (UTC)