Конкурентная борьба. С кем мы коммуницируем?

Речь пойдет не о медийной рекламе, телевизоре, наружке или POS-материалах, а скорее о элементах BTL. Ведь даже самые крупные агентства не могут себе позволить рекламу в СМИ даже не потому, что это дорого, а потому что это глупо. Остаются конференции, семинары, конкурсы, статьи в профильных и не очень изданиях, участие в телевизионных передачах и т.д. И здесь возникает один очень интересный момент.

Что мы хотим от таких мероприятий? На первый взгляд – новых клиентов. Но в большинстве случаев это не правда. Почему мы, страстно желая заполучить новых клиентов, организовываемся в профессиональные сообщества и используем профессиональную терминологию? Ведь на клиентов действует правило "чем понятнее, тем эффективнее"... На самом деле, большнинство мероприятие при более внимательном изучение ориентировано не на клиентов, а на конкурентов. И это далеко не всегда обмен знаниями для повышения общего уровня игроков на рынке.

В чем задача профессионального объединения? Она очень проста: установить единые для рынка правила игры и провести границу между профессиональными и непрофессиональными услугами. Иными словами – создать барьеры входа на рынок для новых игроков и защитить свою рыночную позицию. Если параллельно можно еще и снабдить потенциальных клиентов полезыми знаниями – будет хорошо. Но кто же этим занимается? Пытаются многие, но успехи видны далеко не везде. И проблема именно в том, что из понятного рыночного инструмента такие объединения очень часто превращаются в площадку для реализации собственных амбиций.

В этом нет ничего плохого кроме одного момента... Вызывая зависть у конкурентов мы не привлекаем тем самым клиентов для себя. Это как с ситуация с банковской рекламой еще годовалой давности: банки соревновались в креативе и масштабе рекламных кампаний, играя между собой. Клиенты всегда оставались где-то в стороне, не в фокусе интересов компании.

И такое происходит чаще, чем мы думаем. Озабоченность конкурентной средой играет очень часто злую шутку. Компании смещают фокус с потребителя на конкурента, стараясь превзойти его. Но в чем? Яркий тому пример на локальном рынке – это дебильная мода писать на мясопродуктах процент содержания этого самого мяса. Один тупой маркетолог придумал эту "замануху", а остальные, так же не блещущие умом, ее повторили. У одних "до 86% мяса", у других "93% мяса"... И пошло-поехало. Интересно ли это потребителям? Нет. Это интересно конкурентам. Для потребителей аргумент – это 100%, и не мяса, а вполне конкретной части конкретного вида мяса. Но с точки зрения "борьбы с конкурентами" механизм действенный. У вас 8% дерьма намешанно, значит у нас будет 7%. Мы лучше! Да нет, вы такие же. Проблема-то не в цифрах.

Два примера на мой взгляд вполне достаточны. Коммуникации среди конкурентов вместо потребителей и ценности, важные для конкурентов вместо тех, что волнуют потребителей. Вопрос в том – почему так происходит?

Почему мы часто фокусируемся не на потребителях, а на конкурентах. Почему мы пытаемся завоевать уважение в профессиональной среде куда больше, чем признание среди наших же клиентов? Вопрос весьма важный, потому как именно он определяет, как дальше компания будет развиваться в современных условиях и будет ли развиваться вообще? Ведь по-сути мы тратим свои усилия на то, чтобы нас оценили те, кто нас и съест. Конкурс красоты в племени людоедов. Чем привлекательнее, тем вкуснее.

Я за обмен профессиональными знаниями и навыками – это нужно и важно. Вопрос в том, что это акт благотворительности каждого из игроков рынка, а не инструмент собственного продвижения. Если это не осознать, то вместо знаний мы получаем площадку для самовосхваления: не важно, этикета это, кафедра или микрофон на щеке. Возможно, это кому-то необходимо. Но всегда стоит сначала в этом признаться. Самому себе :-)
Говоря по простому, коммуникации в профсреде (и особенно в маркетинге) это сравнение длины писек, и причем виртуальных.
Обмен знаниями это обмен белым шумом. И нужны ли знания участникам таких мероприятий? Ведь, знания ни от кого не прячутся, было бы желание..
Помню твое выступление на каком то из Продэкспо..., помнишь какое воодушевление вызывали брызги пурги из уст "главы компашки траута" и этого, лысого, не помню,...фанкимена, короче?)))
Это в 2009-то? Я поэтому из забил на выступления эти... Круче "Продэкспо" вроде как и нет мероприятия, а толк – он для шоуменов всяких видимо есть. Для меня – нет.

Upd. Заменил "шутов" на "шоуменов". Чтобы коннотаций неверных не было.

Edited at 2014-11-12 11:17 am (UTC)