Как потребителю увернуться от маркетологов

Не секрет, что (плохие) маркетологи создают ловушки для потребителей. Но если об этих ловушках знать, то можно их успешно избегать, не ведясь на поводу у уловок из рекламы или с упаковки. Совет очень простой.

Задача маркетинга – всеми силами постараться уберечь вас от сравнения. И если несравненные (т.е. уникальные) продукты достигают этого путем технологическим, через продукт, то большинство остальных марок ощетинились, прикрывая продукт, красивыми формулировками и сочными картинками. Сверхзадача брендинга (за что я его особенно и справедливно ненавижу) – увести потребителя в "эмоции". Именно поэтому о них так любят рассказывать наши знаменитости на всяческих семинарах и конференциях. Совет простой: не ведитесь. Самое простое оружие в руках у каждого из потребителей – это навыки чтения. Но уже по композиции, по дизайну продукта (особенно стоящего на полке магазина) можно сделать массу выводов. Для этого потребителю достаточно встать на место производителя.

Что сделает производитель, чтобы продать плохой (будем называть своими именами) продукт? Первым делом – он спрячет состав. В 90% случаев, связанных с распознанием bad marketing достаточно прочитать его. И тогда сочная картинка "на фасаде" померкнет на фоне всяческих усилителей вкуса и ароматов, идентичных натуральным.

Второе (следствие перового) – производитель вытащит на первый план "эмоцию". Выражаясь более корретно, он начнет работать с иррациональными мотивами потребления, пытаясь вызвать, например, слюноотделение путем размещения сочных и свежих ингредиентов. Свежесть – это особая тема. Именно поэтому производители соков из концентратов так любят капельки росы на упаковке. Т.е. чем больше аппетитная картинка, тем меньше места для состава продукта. Чем больше "визуального мусора", тем меньше внимания достанется содержимому. Т.е. непосредственно тому, что вы будете употреблять. Это, кстати, чистой воды американская школа дизайна.

Третий момент (наконец-то добрались) – давить на эмоции. А эмоции с точки зрения маркетинга – это прошлый опыт потребления. Причем либо собственный, либо тех, кому мы доверяем. Поэтому так модно стало выезжать на лирических настроениях и том, что было раньше. Например, на счастливом советском детстве. А в детстве никаких "Е" не было. Это доподлинно известно. Поэтому вместо них в "Докторскую" колбасу добавляли, если память мне не изменяет, селитру. (Так может эти новые "Е" и не так плохи?). Но здесь не стоит рубить с плеча. Порой через такой подход производитель пытается донести тему натуральности ингредиентов и традиционности производства... Хотя, если и то и другое присутствует, то нужна ли тема счастливого детства – это как раз вопрос для детального изучения.

Четвертое. Сочетание третьего пункта с высокой ценой. Круто сделанная упаковка добавляет ценности. Безусловно. Но в нашей жизни всякое бывает, поэтому помимо красивых картинок у цены должно быть еще и четкое обоснование, размещенное где-то на видном месте между талантливыми иллюстрациями или коллажами.

Пятое.При всей своей изобретательности bad marketing очень боится быть не таким как все. Поэтому все "красивости" не разрушают стереотипы о продуктах и не представляют их в новом свете, а скорее являются декоративными. Новаторы используют радикальные решения, а плохие маркетологи – решения похожие на радикальные. Так, чтобы и внимание привлечь, но и не сильно выделяться из конкурентной среды. Свои могут не понять. Поэтому если вы видите на полке что-то уж совсем не похожее на привычное – это повод внимательнее присмотреться к продукту. Возможно в нем вы найдете то, чего не нашли среди остальных. То же можно отнести и к производителям, выделяющим под состав своего продукта почетное и удобочитаемое место.

Возможно, я что-то забыл. Но вы ведь дополните?
И удачных вам покупок. Да прибудет с тобой Здравый Смысл.

900гр. Ссуки........

Который раз попадаюсь. Нафиг такой маркетинг.

Насчет селитры - один из Е - селитра.

Edited at 2014-10-18 07:11 pm (UTC)
из наблюдаемого: 200 превратилось в 180, а 330 в 300. Но это уже откровенное введение в заблуждение, хотя фиг придерешься - пункт №1. И сами себе могилу роют, формируя привычку читать :-)
Согласен. Сейчас цены растут, люди станут еще внимательнее в пересчетах.
даа...такие они ...лишь бы отвлечь.. каплями своими на сока))
Еще можно добавить попытку представить товар относящимся к другой, более привлекательной для потенциального потребителя товарной группе, например, БАДы, дизайн и презентация которых напоминает лекарства, кисломолочные продукты как лечебные средства, наименования Professional в названиях разных косметических продуктах, которые при этом продаются на тех же полках и имеют похожий состав, что и продукты, не выдаваемые за профессиональные.
Да, это есть. Лечится "мыслительным сравнением" (сравнением составов и чтением этикеток). Выдать за продукт более привлекательной категории – полноценный №6 :-)
Плюс еще старый добрый прием создать российскому продукту легенду иностранного.
Такое есть, но мне кажется, что уже совсем легенды – отходят. Слишком легко проверить. Да и из российских компаний некоторые превратились в международные. Тот же Carlo Pazolini, с которого мы когда-то начинали :-)
слово "натуральные, экологически чистый" и т.д. хотя из натурального мало чего бывает.
еще "Для детей". Люди выбирают, думая что детям уж точно ничего не подмешают.

Согласен. Хотя продукты, рекомендованный для детей, проходят более жесткую сертификацию.
На мой взгляд, "специально для детей" очень сильно эксплуатируется. Апофеоз - детская вода, да еще отдельно для девочек (с розовой крышечкой) и для мальчиков (с голубой). Просто удивительно, как мы выжили на водопроводной воде унисекс )))).
Спасибо. Это образцово-показательный комментарий. Но история складывается так, что когда-нибудь в каждой отрасли появляется реформатор. Поэтому здесь есть масса и возможностей и перспектив.
Не могу не "скопипастить"))), Нассим Талеб))

"Маркетинг похож на плохие манеры – и я полагаюсь тут на природные и экологические инстинкты. Скажем, вы совершаете морской круиз и столкнулись с неким человеком. Что вы сделаете, если он станет хвастать своими достижениями, говорить, как он велик, богат, высок, поразителен, талантлив, знаменит, мускулист, хорошо образован, эффективен и хорош в постели – плюс перечислять всякие другие качества? Вы, конечно же, сбежите (или представите его другому говорливому зануде, чтобы отделаться от обоих). Куда лучшее впечатление производит человек, о котором хорошие вещи говорит кто-то другой (желательно – не его матушка), и совсем здорово, если сам он ведет себя скромно и сдержанно"

"Ни один из товаров и ни одну из услуг, которые мне особенно нравятся, я не открыл благодаря рекламе и маркетингу."


Спасибо :-)

Проблема в том, что такой "маркетинг молчания" эффективен в долгосрочной перспективе. Сколько "крикливых" брендов ушло с рынка? Но риск остаться незамеченным есть всегда. И именно для того, чтобы его минимизировать, "молчаливые" фокусируются.
"Фокусировка "молчания"- супер! Оно же модерирование "речи" твоих потребителей.))
ЗЫ модерирование не всмысле цензуры, а направления в нужное русло))
Мы сейчас во многих проектах это используем. Даем набор аргументов, а выводы делают уже сами потребители. Это еще не incredible, но уже не "матрица с огромным разрешением" (как из примеров Apple и Samsung)
Кстати, а для модерации то, по большому счету, только один инструмент - продукт, остальное гарниш.
вот и получается, что на всех этапах customer journey мы должны просто-напросто раскрывать последовательно преимущества и выгоды продукта.
Согласен! При условии что они (выгоды и преимущества) реальны (для потребителя), а не маркетолого-производительная суггестия.