Smart ForTwo. Собственный опыт

Итак, продолжая тему Smart, который я выгуливал длительно благодаря производителю и автосалону "Звезда Невы", теперь напишу о своих собственных ощущениях. Не как маркетолог, а как потребитель. Как человек, который один раз пересел с пяти с половиной метрового седана на ситикар и больше не хочет обратно.

Во-первых, опишу ситуацию потребления. Машина используется 1-2-3 раза в неделю. Для езды на встречи или в магазин. В остальное время она стоит около дома на своем парковочном месте. Под настроение совершаются вылазки к друзьям, живущим за городом и даже пару раз она была в Хельсинки, что в 400 км от дома. Т.е. автомобиль в моем случае прекрасно заменяется общественным транспортом (включая такси, разумеется). Просто иметь по боком автомобиль – чуть удобнее и дешевле.

Но если вы каждый день перемещаетесь из своего дома в свой бизнес-центр и обратно, полезность такого продукта, как Smart ForTwo усиливается безмерно, благодаря одной маленькой его способности, ради которой можно простить все недостатки: и достаточно шумный салон, и дерганную коробку передач, и, в простых версиях, отсутствие некоторых приятных электронностей - от электрорегулировки зеркал до мультимедиа (что появляется в версиях по-дороже). Но мне на тест досталась простая версия: радио, крючки регулировки зеркал, тканевый салон... но взрослая электроника: ABS, ESP, подтормаживатель для предотвращения скатывания и стандартный мерседесовский набор ассистентов. Так вот, основное достоинство этого автомобиля, которое формулрировал на протяжении последней недели – это то, что он не требует инфраструктуры. В условиях российского мегаполиса – это огромный плюс. И он вот в чем.

Выезжая утром из дома вы точно знаете, что всегда припаркуетесь поблизости от входа в ваш офис. Когда вы едете в центр на встречу, вы даже мысли не допускаете о том, что не найдете место для парковки по-близости от места встречи. А возвращаясь домой, вы паркуетесь там, где вам удобно. Даже если припозднились. И так везде. А это реальная экономия времени. Пусть это 10-12 минут, но каждый день. Но и это еще не все. Для вас на большинстве улиц есть отдельная вечно пустая полоса движения. Между припаркованными машинами и теми, кто двигается во втором ряду. На большинстве проспектов города образуется "просвет", котрого не хватает машине стандартной ширины. Но 10 сантиметров разницы в ширине с самыми популярными моделями на рынке творят чудеса. Проверено пять раз. В итоге,вы двигаетесь значительно быстрее потока. По моим личным подсчетам это 15-30% времени, которые вы экономите на поездке. Существенная разница на самом деле. Добавьте преимущества парковки, и получится почти 40 минут в день. Каждый день. Возможно, для кого-то это мелочи. Но не для меня, потому как ради экономии времени я все чаще пользуюсь метро. А это реальная альтернатива. (которая может быть еще и роскошной). А ведь еще есть высокоскоростные узкие улицы, где остальные участники движения двигаются со скоростью 20 км/ч и останавливаются, пытаясь разъехаться между собой.

Мне показалось – что экономия времени – главное преимущество Smart. Потому как "экономия места" (на парковке и на дороге) мало кому важна. Этичность, экологичность и социальная ответственность – пока не для нас. А вот передвижение по городу вдвоем и в быстром темпе – это да, то что надо! Вопреки ожиданиям в машине могут вполне комфортно ехать два человека весьма внушительного роста – этому способствует ассимитричная посадка (знакомая по iQ). Сдвинуть пассажирское кресло чуть дальше чем водительское не получится лишь у тех, кто ростом выше 190 см. И у тех, разумеется, кому неприятен сам факт существования такого автомобиля на рынке :-) Остальные вряд ли столкнутся с проблемами.

Но экономия – это рациональная надстройка, полезность. Согласитесь, такую машину не покупают те, кто ищет рациональное решение. И вот что любопытно. Ни одна машина в этой ценовой категории (даже VW Golf) не дарит таких ощущений от вождения. Даже самая слабенькая версия с мотором в 71 л.с. разгоняется куда озорнее, чем моя семерка. В огромном "внутреннем помещении" с полнейшей изоляцией от внешнего мира, разгон, занимавший около 6 секунд, ощущался крайне слабо. А здесь... Тебя, конечно, не вдавливает в кресло, как в самолете... Но разгон видим, слышен, осязаем. А это важнее, чем показания приборов. Это доставляет куда больше удовольствия. И даже несмотря на то, что моя текущая машина сильно динамичнее, Smart дарит ощущения совсем иные. Ощущения разгона маленького автомобиля, а не большой машины без капота и багажника. А это... не знаю, может не круто, но явно поднимает настроение. Smart – это вообще машина, полная позитива. Даже когда она матовая, с черными дисками и агрессивным прищуром тонированных фар :-)

Теперь о главном. О безопасности. Когда ты видишь Smart в потоке – становится страшно. Снаружи и в окружении бизнес-седанов и внедорожников он очень и очень мал. Что говорить, вспомните об ощущениях от автомобиля в салонах автодилеров: они кажутся огромными. А потом, на улице, ты оказываешься в компактном авто. А когда ты в салоне садишься в маленький автомобиль, то на улице.... Проблема в том, что посидеть в салоне и прокатиться – дают радикально отличные ощущения. Я помню, такое у меня произошло, когда лет 10 назад мне дали на тест-драйв Hummer H2. Салон вызвал скорее ненависть (тогда у меня была X3 или e-klasse, уже и не помню). В общем, по сравнению с премиум-немцами автомобиль был скажем так.. скромный. Такими и остались большинство американцев – убогими в статике. Но стоило надавить на газ... Салон ушел даже не на второй план, а значительно дальше. Когда в амбразурах задвигалось изображение, а салон наполнился рокотом... Возможно вы мне не поверите, но в случае со Smart ощущения были абсолютно такие же. И не только у меня. Диссонанс между внешностью и повадками автомобиля на дороге – колоссальный. Точнее, разница между ожидаемыми и реальными ощущениями. Это как раз тот автомобиль, который нуждается в тест-драйве. Какой смысл брать на тест Chevrolet Aveo или S-klasse. Они едут ожидаемо плохо и ожидаемо хорошо соответственно. Но есть автомобили, которые ведут себя неожиданно. Их и надо пробовать.

Простите, возвращаюсь к безопасности. Чувство защищенности внутри автомобиля есть. Оно передается с ощущением "взрослого" автомобиля, а не игрушки с мотором. А это уже важный момент в безопасности. Но глупо было бы утверждать, что автомобиль такой же безопасный, как и Cadillac Escalade. Но в рамках езды по городу, да еще и с умом, ее достаточно. В лобовухе с "Камазом" знаменитая ячейка безопасности не спасет... нет, она не деформируется, просто перегрузки будут слишком велики. Но если использовать Smart по назначению, вопросы безопасности вас беспокоить не будут. Об этом можно долго спорить, но "ощущение безопасности" по факту и против логики оказывается важнее самой безопасности.

Так вот. После того, как ты сел за руль и завел мотор (позорным ключом, надо отметить), перевел селектор коробки передач в режим A и поехал, наступает первый шок. Едет он совершенно неожиданно хорошо, я бы даже сказал по-мерседесовски. Не знаю как сейчас, но для меня разница между дорожными повадками Mercedes и BMW была всегда очевидна. Если BMW требует приятного активного руления и подруливания в поворотах, то Mercedes идет "с мизинцем на руле". Утрированно, конечно. Но так же едет и Smart. Едет как обычный Mercedes. Дело не в шуме или тряске, дело в усилиях, прилагаемых к процессу вождения.

Мой автомобиль прошел несколько квестов: припарковаться на Конюшенной площади в 13-00 в пятницу, добраться в час пик из центра за 27 минут, съездить вдвоем за недельным запасом еды, прокатиться по шоссе, погонять по узким улицам Петроградки... Общее ощущение – я был удивлен. Да, мне было значительно проще пересесть на Smart, чем тем, кто эксплуатирует обычный автомобиль. Но если даже для меня нашлось место откровениям, то представляю, сколько новых впечатлений получит водитель гольф-класса. Пустые улицы, свободные парковочные места всегда и везде... Райское автомобильное бытие возвращается. Езди в удовольствие :-)

интересно...если честно никогда smart всерьез не воспринимал.

снаружи это сделать сложнее, чем изнутри :-)

У меня на самом деле инсайт случился, когда я наблюдал за тем, как съезжаются на корпоративное мероприятие сотрудники какой-то итальянской компании. С балкона наблюдал, как паркуются перед отелем автомобили и из них выходят дамы в вечернем и мужчины в смокингах. Audi, BMW, Mercedes, Porsche и Smart... Всех поровну. Все в вечернем :-)
самый сильный эмоциональный шок при езде на Смарте - это парковка задом по зеркалам (без опыта езды на этом авто)
это – да. начинаешь парковаться, а зада-то нет :)
Недавно заехал в салон смарт. поговорил с манагерами, посидел. Реально думаю купить. Так вот если честно, что изучая смарт в теории и в салоне пришел к обратному выводу - смарт не нуждается в тест драйве. Как раз по тому, что понимая зачем он тебе, понимаешь, что не важно как он будет ехать. ты привыкнешь к любому поведению и все равно будешь рад.
Я могу высказать только субъективное мнение. На 3-й день я привык к коробке, под нее адаптировавшись. По-хорошему надо наоборот, но эта проблема исчезает очень быстро. Или это та самая "любовь вопреки", которая самая сильная? :-)
ну вот что-то такое... да. Когда понимаешь, что тебе это надо, то готов привыкнуть к недостаткам, ради достоинств. тем более, что конкуренции особо-то и нет. Как с маками.. если в маке этого нет, значит тебе это не надо )))
Прокатился один раз в качестве пассажира в одной из первых моделей. Очень резвой показалась машинка. Хотя, потом посмотрел, по характеристикам та модель разгоняется до сотни больше 10 секунд.

Эпизодически езжу на Сузуки Игнис - всего на 4 сантиметра шире Смарта и большой просвет для бордюров / сугробов. Чтобы объехать остановившуюся машину в ряду можно не перестраиваться. Представляю какой простор для маневра на Смарте.

Смарт раньше серьезно не рассматривал, но после такого интересного описания захотелось маленькую заряженную машину. Чисто ради удовольствия порулить. Попробую записаться на тестдрайв.

Есть опыт эксплуатации зимой? Или как на байке, до первого снега закрывать сезон?
об этом напишу после того, как снег выпадет. надеюсь дадут порулить :-)
ну вот я как раз собираюсь с байка в конце сезона на смарт пересаживаться на зиму, как альтернативу.

Edited at 2014-09-01 05:30 am (UTC)
Мне вот интересно, в вашем журнале все с вами соглашаются? Или вы "неправильные" ответы удаляете? Шучу конечно. буду первым кто против. По моему нескромному мнению Смарт - недоразумение. Его стихия - возить клюшки для гольфа. Ну или детям учиться водить, правда дороговато получается. Для кого машина? Для тех, кому ух хочется выпендриться, т.к. айфоны уже у всех, а вот Смарты - пока нет. Ну еще для тех, кому заплатили и заставили ездить на нем. Все, больше не вижу вариантов. Ну разве что для дамочек, т.к. штучка гламурненькая, спорить не буду, типа гаджет-переросток, случайно оставленный на пару минут на радиационной кучке мусора. Это конечно все шутки, но если серьезно, то у моего сына машина больше. Вот едет дядя на детской машине и какие у прохожих мысли по этому поводу? Отнял у ребенка игрушку, гад? Кароче говоря недоразумение в чистом виде как ни крути.
Это есть самый распространенный стереотип, объясняющий и мизерные продажи Смарта в России. Этому есть объяснение: в России автомобиль – это единственный широкодоступный показатель социального статуса. Поэтому за него так держатся и трагедия, если прохожий задел случайно ваш автомобиль. Для российского мужчины – авто важнее члена. Ну или второе по значимости. Это если грубо.

Поэтому для большинства россиян Смарт - это осквернение святого образа автомобиля. Но как только парадигма меняется, все встает на свои места. Такой продукт никогда не будет массовым ни на рынке американском, ни на российском, ни на китайском. Он для протестантского мира.

А про выпендреж – наверное соглашусь. Но "выпендриться" – это понятие очень субъективное. Для кого-то выпендреж – это кроссовки за 700 евро, для кого-то – часы за 10 000 евро... Это уже немного другая история, я про нее писал как-то. (Понты – тема страшно интересная). Т.е. если принимать во внимание общественное мнение, тогда Smart - это снобское авто. А если на реакцию окружающих совершенно наплевать, то что тогда? Остается решить, есть ли в нем потребность. И все :-)
Насчет члена могу только по себе судить, но боюсь мнение не впишется в образ среднестатистического водителя. "Осквернение святого образа автомобиля" - не согласен, ибо большинство людей покупает именно из рациональных побуждений, не, кончено эмоциональная составляющая присутствует и многие поддаются, но потом ледяной душ (каляска не вмещается в багажник, третьему пассажиру на втором ряду неудобно, очень трудно отирать салон после детей или собак...) и понеслась мыслительная борьба. Сплошные компромиссы кароче.
Возможно Смарт безопасен, не буду спорить (как и проверять), но вы часто замечаете мотоциклистов? Я вот каждый раз крещусь, когда хочу перестроиться и мимо пролетает что-то. Причем вроде смотришь в боковые. Так и тут, тебя могут не заметить. С другой стороны это все-таки лучше мотика )
вот... проблема в том, что смарт - ровно такой же бескомпромиссный автомобиль, как, например, суперкар или Дефендер. От него требуют всего набора функций, как от городского вседорожника. Но ведь никто не будет пытаться засунуть коляску в Ferrari или участвовать в светофорных гонках на Def. А он просто заточен под перемещение по узким улицам и пробкам + парковку в центре. И с этой функцией он отлично справляется. Вопрос, нужна ли она вам и достаточно ли ее одной (от целого автомобиля)
Суперкар и Дефендер - крутотенюшка, причем в любом месте и в любой ситуации. Смарт - нет )))
Мне кажется комплекс причин. Тут и размер, и понты, вот, к примеру возьмем оружие, никого не убедишь, что Беретта 21 Бобкэт это круто. А вот Магнум например - вот это да. Размер все-таки имеет значение. Рыбы в океане раздумаются при опасности, лягушки - аналогично, индюки и т.д. Думаю тут что-то древнее, инстинктивное, чувство безопасности наверное или даже самосохранения.
да, очень похоже. и безопасности все проецируется на остальные факты, формируется отношение к марки в целом... а безопасность = размер

Edited at 2014-09-01 01:02 pm (UTC)
напоминает майсу, про американцев сбрасывающих на СССР гигантские презервативы с маркировкой медиум ))
По поводу негативных отзывов отвечу отдельно. Нет, конечно не удаляю - удаленные отзывы всегда же помечаются. Но их отсутствие объясняется особенностью аудитории блога. Сказать "Smart - говно" – это просто. Но человек разумный понимает, что за 30-летней историей разработки и почти 15 лет продаж стоит колоссальная работа и люди, которые явно думали перед тем как сделать. Вряд ли сам продукт плохой. А вот почему его так воспринимают – с этим разобраться куда интереснее :) Тем и занимаемся с читателями. Недостатки понятны. Но ведь есть и достоинства, которые позволяют продукту существовать на рынке и развиваться. Сколько лет понадобилось, чтобы продукт приняли в Европе – не мало. А у нас он в продаже всего 2-ой год. И сопротивление его появлению на рынке - не меньше :)

Edited at 2014-09-01 08:49 am (UTC)
Мне кажется что для полноценного развития этого продукта нужно чтобы бензин стоил 2 евро и улицы были как в Риме. И все, Смарт будет на каждом углу )))
И все-таки хочется большей универсальности
Когда мне понадобилась городская машина для перемещения себя на работу и обратно, вошли в действие еще 2 фактора:
У меня во дворе половина парковочных мест на бордюре (поребриком он станет севернее). И лежачие полицейские иногда попадаются не по госту.
И есть дача, куда хотя бы 2-3 раза в год надо доехать. Последняя миля без асфальта, хотя и вполне ровная.
Поэтому я выбрал фиат панда, который при схожей ширине - я точно так же пролезаю между рядами, еще и имеет клиренс.
Re: И все-таки хочется большей универсальности
17 см, если я не ошибаюсь. Как у хорошего вседорожника с тем расчетом, чтобы при перпендикулярной парковке не задевать бордюры.
Re: И все-таки хочется большей универсальности
Я в сантиметрах не знаю :-)
Но у меня был реальный случай, когда меня заперли на парковке, и я, как машина стояла, так и перелез через бордюры и газон, нигде не чиркая днищем.
А как у смарта с длиной тормозного пути? Мне нужно некоторое время, чтобы приспособится к более легкой машинке. У нее и разгон быстрее, и тормозить надо резче.
Re: И все-таки хочется большей универсальности
А вот это вопрос интересный. Я не ощутил разницы, но у меня не было критических случаев. Надо помониторить.