Про бизнес, копирование и самосознание

Понятие бизнес – от "заняться чем-либо", а не от "заработать как-нибудь". И это важно понимать, создавая или развивая бизнес. Ведь нет ни одного случая в истории, чтобы стремление заработать легло в основу успешного бизнеса, не ставшего аферой. Все "великие бизнесмены" начала 2000-х проходят то по одному, то по другому делу о мошенничестве, воровстве, обмане и расхищении государственных средств. У них не стоит учиться тому, как продавать тоже самое дорого и как гимн маркетинга использовать песню Лисы Алисы и Кота Базилио из "Приключений Буратино". Но "ему-с-три-короба-наврешь-и-делай-с-ним-что-хошь" все еще встречается на маркетинговых широтах. И даже искушает периодически.

Но с такими искушениями надо бороться. Искать и бороться, потому как они в большинстве случаев не такие уж и очевидные. "Обман" и "введение в заблуждение" – это бесспорно плохо. А хорошо ли продавать продукт по более высокой цене, зная что он худшего качества? С точки зрения совестливого человека – всегда плохо. С точки зрения бизнеса это почему-то считается нормой.

Часто в ход идут "эмоции". Мы их продаем вместо продукта. В кругу маркетологов это считается крутым, в кругу не-потребителей – обманом. Как футболки с логотипом Ferrari. И здесь граница между обманом и пользой очень иллюзорна и субъективна. С чьей-то стороны вы продаете 10-долларовую футболку за 100. А с чьей-то вы продаете мечту за 100 долларов, а не за 250 000. Кто здесь прав?

Классифицировать как обман стоит другое. Когда один и тот же продукт, произведенный по одной и той же технологии из одних и тех же ингредиентов/исходных продуктов/сырья продают по разной цене. Я помню истории про поло от Lacoste, когда на одном и том же предприятии их производили с логотипом и без. Вторые продавали в три раза дешевле. Об этом факте рассказывали как о "переплате за бренд", но это ведь ошибка! В первом случае был произведен продукт, на разработку которого были потрачены усилия (знаменитое плетение Lacoste). Во втором - вы покупаете украденную вещь. В этом и вся разница. Не подделку, а просто то, что цельно стянуто у автора. Но если в случаях с фильмами и музыкой мы знаем, что это плохо, то в случае с "брендами" мы просто делаем умную покупку.

Но такая вот "умная покупка" – это следствие подхода "заработаем как нибудь". И мы куда чаще пытаемся использовать его в бизнесе, чем нам кажется. Делая тоже самое что и конкуренты, пытаясь "встать под них" (то же, но дешевле), мы занимаемся тем же воровством. Пусть и интеллектуальным. Хотя куда там... просто тырим :-)

Занимаясь же (см. первую фразу), чаще мы стремимся не сделать так же, а переосмыслить чужое решение. Почему? Да потому как процесс переосмысления и есть процесс генерации прибыли. И привыкнуть мыслить и рассуждать, а не копировать – очень сложно взять чужую идею и реализовать собственными силами. Такое разделение мы видим в быту, в тех же социальных сетях: они просто постят новости, другие стараются проанализировать их и дать свою оценку (тем самым увеличивая ценность информации для своих читателей и друзей). Первый подход (тот самый "копипейст") развращает. Ты очень быстро привыкаешь просто распространять информацию не анализируя – к этому стремится вся наша сущность и мы очень быстро меняемся, незаметно становясь чьими-то информационными придатками. Но и в бизнесе тоже самое – начав копировать идеи остановиться бывает сложно. Уж больно легкая это работа. Не найти, понять, переосмыслить, применить к себе и доработать до своего характерного стиля, а просто скопировать.

И это логично – потому как для того, чтобы "примерить на себя", себя надо ощущать. Знать кто ты и каков твой стиль, твой характер. А этим могут похвастаться не многие.
С "искушением" надо бороться. Но приходиться бороться и конкурировать с теми , кого искушение уже давно побороло. От них никуда не деться. У нас чаще отрицательный результат. Мелький бизнес от копирования никуда не денется, иначе не выжить. Крупный у нас монополизирован, там ничего не вырастет. Есть хорошо организованные производства но не более того

Есть хорошие любители перепоста, в которых чтобы не рыскать можно найти самое интересное.