Ловушка для будущих бывших успешных стартаперов

Когда ты читаешь книги с готовыми к применению идеями (бери и делай), которых сейчас большинство и которые так популярны, ты не учишься самому главному: создавать свои идеи. Когда ты создаешь бизнес с нуля, не имея практического опыта, ты не знаком с процессом рождения идей у других: если ты не присутствовал при чьем-то "озарении" очень сложно смоделировать это на основе книг. Именно поэтому в рекламной области, области маркетинга, брендинга и дизайна крайне важно, чтобы самообразование и саморазвитие имело практический базис: опыт работы в чужой среде.

Это огромная проблема стартапов, про которую не принято говорить. Ты в 17-19-20-22 года (в общем сразу после того, как смог сам принимать решения) организовал собственный бизнес и развиваешь его исходя из личных взглядов. Но любой самостоятельный, даже тот бизнес, что развивается успешно, всегда таит в себе опасность, которая таится в узости собственного восприятия. Не имея практики наемной работы, не имея опыта работы с другой стороны (со стороны клиента), не имея вокруг себя тех, к кому можно прислушаться (платные "гуру" не в счет) – очень сложно сформировать о себе и своей работе непредвзятое мнение. А увидеть ошибки еще сложнее: они познаются в сравнении, а сравнивать-то с чем?

Именно поэтому самообразование наиболее эффективно и полезно, когда оно основывается на практическом опыте и чужих ошибках, которые "прожил" самостоятельно, а не только в книгах... Это называется перенятием опыта. И это то – что сейчас теряется вместе с качеством работ.

Когда обмен знаниями происходит не сверху вниз, а горизонтально – то качество этих знаний страдает. Но эту проблему вы не увидите изнутри: крутясь в собственном мирке сложно заметить, что вы движетесь не по течению, а против. Или, что хуже, пытаетесь подняться вверх на эскалаторе, который едет вниз. Для того, чтобы получить объективную картину – надо научиться смотреть извне. Для того, чтобы этому научиться, необходимо перенимать "опыт старших товарищей". Но для этого мы слишком самолюбивы и крайне высоко ценим свои компетенции. Что означает, что мы ни хрена не знаем. Вся общественная деятельность на многочисленных докладах и конференциях – это рассказы про себя. Даже когда рассказывать нечего, можно сделать красивых бессмысленных слайдов или заебашить спич про "бабло". Но компетенции растут не тогда, когда рассказываешь, а тогда, когда слушаешь. Жаль, что это понятно далеко не всем.

А результаты уже дают о себе знать: на рынке чувствуется кризис. Молотят "старички" из 90-х, работая по отлаженной схеме. Более молодые компании, вышедшие на рынок своими силами, начинают сильно сдавать: и в плане финансов и в плане креатива. Время изменилось, инструменты изменились... но живя обособленно и имея одностороннюю коммуникацию (мы рассказываем о себе и делимся опытом внутри себя) – это не заметно до тех пор, пока компании не остаются без работы. А все потому, что им рынок требует чуть больше опыта и знаний, чем имеется у них в наличии.

Эта ошибка, про которую писали многие авторы, в том числе Коллинз посвятил этому свою последнюю книгу целиком. Компания разрушается не из-за одного неправильного решения, это процесс длительный и последовательный. И многие компании на рынке услуг дизайна не просто вошли в "последнее пике", но и близки к терминальному состоянию. Если верить автору "Как гибнут великие", конечно же. Шаг за шагом уходя "в себя", все меньше и меньше прислушиваясь к своему окружению, все меньше впитывая и больше рассказывая. Даже тогда, когда рассказывать нечего.

Не привыкнув получать знания "сверху вниз", не имея опыта работы в окружении людей с большей компетенцией, чем у себя – очень сложно построить постоянно работающий бизнес. Про это писал Огилви, сравнивая компании карликов с компаниями гигантов. Но прочитать – это одно, а для реализации такого подхода необходимо переступить через себя. Это возможно в зрелом возрасте, но почти не реально, если тебе меньше 35. Только вот в чем проблема: бизнес часто не доживает до момента собственной зрелости, и рушит его лишь излишняя уверенность в собственных силах и убежденность в глупости окружающих. Даже если это правда :-)
Но компетенции растут не тогда, когда рассказываешь, а тогда, когда слушаешь. Жаль, что это понятно далеко не всем.

Есть и другая стратегия "замутить - расхвалить - снять бабло с инвесторов - продать большой фирме - свалить".

По скорости получения личного капитала мало что с этим сравнится. И о будущем голова не болит. Не понятно, правда, почему инвесторы деньги во всякий бред вкладывают. Впрочем, понятно - потому что есть идиоты менеджеры в больших компаниях, которые всякую фигню покупают.
Сильно.
Но порой одной только компетенции или знаний "сверху вниз" недостаточно. Кроме всего прочего - нужна опора, поддержка. Или очень мощная сила воли. Хотелось бы услышать от Вас на этот счет рекомендации.

Сергей, мне 30 :) Если возникает возможность пообщаться с бизнесменом - только рад спросить совета "как лучше" или поделиться опытом. Но порой бывает, что мнения на столько расхожи, что принять совет бывает очень сложно - не то, чтобы его реализовать. Ведь кроме совета необходима адаптация под текущий рынок и элементарно - под финансовые возможности. Порой, старички забывают - что у молодых стартаперов миллионов свободных нет :) Вот и получается - каждый видит со своей колокольни и на своих ошибках учимся.

Спасибо, Сергей, за публикацию. Прислушаюсь к Вам - буду больше уделять время окружающим.
Именно поэтому важно прислушиваться не к одному, а к диаметрально противоположным мнениям и искать собственное. Но не на основе рецептов, а на основе изучения чужих ошибок. Успех у всех будет одинаков, а вот пути его достижения разные. И сожаления о несделанном – тоже :-)

Edited at 2014-07-08 07:16 pm (UTC)
А еще большая часть книг написана за бугром. А там бизнес сильно опережает. И часто достаточно делать чуть лучше для начала, сервиса побольше и все.
"Не имея опыта работы на дядю в 20 лет ты не создашь огромную компанию, она просто развалится из-за отсутсвия у тебя опыта. Сначала надо идти работать на дядю, а лет с 35 можно уже пробовать создать что-то свое." - вы только Цукербегру, Брину и Гейтсу эту статью не показывайте, пацаны расстроятся:(

Edited at 2014-07-12 03:50 pm (UTC)
Насчёт Гейтса - да. А в пример Цукерберга не уверен. Я не знаю кто реально за ним стоит, кто его "подхватил" вовремя. Ну а комплиментарные фильмы всегда можно снять.
поэтому самообразование наиболее эффективно и полезно, когда оно основывается на практическом опыте ..., а не только в книгах... Это называется перенятием опыта.
--------------------------------------------------------------------------------------
А по-моему, это называется не перенятием, а получением личного опыта.
Проблема???? Да сейчас напиши на бумажке какую-нибудь херню, пририсуй к ней графики поцветастей - и все: ходи, тусуйся, мелькай! А приглянешься кому-то - еще и денег на этой бумажке с графиками попилишь.
Типа крик души.
Из сотен тысяч стартапов выживают единицы. Это закон джунглей. Чтобы выжить нужно: 1. Иметь специфическое капиталистическое мышление. 2. Очень большая доля везения. 3. Огромная работоспособность. И потом их и сейчас можно пересчитать на пальцах одной руки. Стивы Джобсы и им подобные единичны и уникальны. И никакие школы ничего не прибавят в этом плане. А стартапистов как грязи было, есть и будет. Это нормальный процесс.
Re: Типа крик души.
4. Надо иметь отличное образование. Можно незавершенное, но всегда - высокого уровня :-)
Я вот не читаю книги :-) зато на встрече со всеми инвесторами, озвучивается мысль, что идея и даже очень хитрая идея - нафиг никому не надо! Надо команда программистов, которая крутая, и если что пойдет не так, сделает очередной клон фейсбука, групона, сайта знакомств итд, итп. Что вот с этим делать?!..
Всё правильно, идея ничего не стоит, а команда - это сила, только чтобы её собрать нужны деньги и умение разбираться в людях.
Ну тут тоже не надо попадать в другую ловушку - можно бесконечно читать и слушать других, убеждаться в том, что всё придумано до нас, и ничего не делать, ждать 35 лет, а потом бац! что-то уже страшно увольняться со стабильной работы, должность, семья, ипотека...
А так, конечно, хорошо посоветоваться с умными людьми, желательно успешными бизнесменами, а ещё лучше все это будут одни и те же люди - родители, они-то точно не обманут.
А потом и 55 - и бац! и 65 и бац! От возраста это мало зависит, а вот от образования, таланта и везения - во многом.
...мда, интересная статья, есть над чем подумать. Системность в организации и последовательность действий, а возраст не в первой тройке)
Хороший пост) Всегда слежу за вашими обновлениями!