Джаз против бейсбола. Оптимизация собственной команды

Продолжая тему рентабельности и эффективности бизнеса в маркетинге хочется вспомнить Питера Друкера. В одной из его работ 20-летней давности он много пишет о командной работе и приводит пример нескольких из них, различных по форме организации и эффективности.

Первая, это бейсбольная команда, где взаимодействие игроков сведено к минимуму. Каждый выполняет четкую задачу, которой обучен. Такой вот отлаженный механизм, идеологически похожий на классический конвеер. Работа передается внутри команды из рук в руки. Так организованы многие агентства.

Но другой тип команды сравнивают с джаз-бандом. Когда они играют, то именно чувство партнера позволяет точно определить, когда кто-либо из играющих начинает сольную партию, и когда пора вступать остальным. Нет хитростей, нет знаков, нет каких-то точно определенных этапов или алгоритмов. Проект (мелодия) складывается сам собой. Хотя это лишь только кажется. Базис этого – глубокое знание компетенций и доверие друг к другу. Когда начинает говорить дизайнер, маркетологи умолкают – у нас, например, так заведено. Сольная партия может быть в самом начале, когда форма помогает определить содержание, в середине или в конце (что ближе к бейсбольному типу). Точно так же, следуя чутью (?) в середину проекта может включиться исследовательская или аналитическая работа, которая даже не была запланирована изначально... Это не методика, не технология, не система... Это скорее импровизация в попытке точно сформулировать правильный вопрос, на который необходимо дать ответ. В этом тоже есть последовательность действий и система, но система иного порядка – более абстрактных задач и решений.

Но чутье ли это? Возможно. Но я вспоминаю пример из школьных времен. В нашей школе можно было сдать вступительные экзамены в "Политех". Мне это было не очень интересно, но многие из ребят пробовали. На экзамене по математике в решении одного из уравнений задача стояла таким образом, что в процессе решения надо было догадаться построить график, который помог бы отсеять неверные ответы. Без такой "догадки" решить задачу было невозможно. Кто-то до этого додумался, а кто-то – нет. Везение это было, интуиция или просто очень правильный образ мышления? Понятия не имею. Но это был тест на творческий подход в математике.

Для решения творческих задач, на сколько я представляю, написано много методик, которые применяются вполне успешно. Но организация, команда котрой работает в духе джазового ансамбля – способно на большее. Вот только одна маленькая деталь остается неочевидной: как отличить в команде "джаз" от хаоса, безсистемности и случайности.
Вопрос не в организации и процессах, а в том, затыкаются ли менеджеры, когда начинает говорить дизайнер.
Совершенно верно. Это вопрос равнозначности авторитета. Не знаю как точнее выразить, но в этом и подтекст. Нет иерархии, есть взаимоуважение.
Я бы сказал, тут разница между людьми и человеческими ресурсами.

В той же Тойоте или как было в Яблоке при Джобсе иерархия абсолютно чёткая. Но она не управленческая, а профессиональная. Люди с опытом имеют вес, но при этом уважают профессионализм подчинённых.

Дело не в процессах или отсутствии иерархии, а в том, что не люди загоняются в прямоугольники схемы организации процессов, а процессы строятся вокруг людей.
Да, скорее всего именно так. Про "человеческие ресурсы" - это тоже очень показательно. Менеджер по работе с человеческим ресурсом – звучит угрожающе :-)
Очень любопытная заметка. Прочёл с интересом и показал коллегам. Спасибо.

Я немного в курсе за джаз. Возможно, это будет полезно в этой дискусиии. Несмотря на декларируемую свободу и сильную импровизационную составляющую, в джазе есть некий фундамент. Он состоит из ритмического рисунка и гармонии заложенной в тот джазовый стандарт, которай сейчас, в данный момент обыгывается в импровизации.

Соблюдение этих правил позволяет джазовому коллективу выдавать новый продукт, который при этом также будет сколь новым, столько и цельным. Но на этом не заканчивается. Сыгранные качественные коллективы начинают импровизировать уже и с фундаментом. Начинают играть с рисунком, подкалывая друг друга, заставляя быть в тонусе. Они могут немного поизвращаться над гармонией. Это уже искусство другого порядка и требует слаженности, чутья и доверия.

Edited at 2014-05-22 08:56 am (UTC)
Спасибо! Это крайне ценный комментарий. Если нет фундамента, то вместо слаженной игры получится какофония. Т.о. это тоже правила и иерархия, но более высокого порядка, чем у "бейсболистов". Я правильно понимаю?
Я бы не назвал это иерархией. Скорее принципы и правила. Ну и наверное роли и назначение каждой роли. Как раз то, о чем Вы и написали выше. Дизайнер - эксперт в визуальной составляющей (и, возможно, в user experience). Аналитик знает как и что посчитать, оценить. Менеджер отвечает башкой за всё это. И все должны понимать, зачем нужен дизайнер, в какой момент он вступает и чего от него ждать. А если пропустили момент, и он проявил инициативу и вошёл в импровизацию сам, то нужно дать ему высказаться. В первую очередь, как раз менеджер (как было написано выше). И кстати самое немаловажное даже не дать высказаться, а прислушаться, правильно оценить и применить идеи. Это требует силы воли от менеджера и коллектива.

Очень личное сообщение получилось. От сотрудника digital-агентства, который хочет играть джаз.

P.S. Я как ЖЖ-шный нуб ответил не туда. Исправился.
Да и есть типовой творческий и производственный процесс - как раз ритмическая часть. Все должны точно знать, как он идёт, что вперед чего. Но когда он уже пройден десяток раз, ради какой-то новой идеи с этим процессом можно и поиграться.

Edited at 2014-05-22 09:19 am (UTC)
в проектной деятельности мне ближе тема бейсбола (сам много лет играл в него)
в каждый отрезок матча есть четкое понимание сложившейся ситуации
есть полные данные по оставшимся ресурсам (люди, время)
и на основании этого (учитывая главную цель, риски) можно принимать решения по ходу процесса

а вот как управлять проектом (и проектной командой) в стиле джаз-бенд я не знаю

«Логика приведет вас из пункта, А в пункт В. Воображение приведет вас куда угодно.»
в проектной деятельности хочется таки не куда угодно, а куда планировалось.